Яков Шехтер
Израиль, который мы выбираем


     Израильское общество разделено на враждующие между собой группы. Конфликт между ними раскален до предела. Большая удача всего коллектива, что существуют арабы - внешняя военная угроза. В тот день, когда она завершится, начнется гражданская война.
    Одна из возможных причин такого состояния общества, - отсутствие идеологии, или, что приятнее для "пост-советского" уха - национальной идеи. Когда виден горизонт и понятно, куда движешься, легче не обращать внимания на мелкие неполадки настоящего. Если горизонта не видно, бытовые неурядицы принимают размеры вселенской трагедии.
    Светский сионизм, послуживший основой для создания государства - кончился. Тому есть много причины. главные из них, на мой взгляд:
    1. Создалось впечатление, будто цель, которую ставил перед собой сионизм - достигнута. Построено государство, возрожден язык, собраны многие общины с разных концов мира. Дух халуцианства, борьбы за каждую корову и каждый дунам засеянной земли перестал быть актуальным.
    2. Эмоциональный накал, движущая сила любой идеологии исчерпал себя. Надо отметить, что светский сионизм не возник на пустом месте. Это не изобретение Герцля и Пинскера, евреи тысячи лет мечтали о возвращении в свой дом, поэтому сионизму удалось так легко увлечь за собой народные массы. Но, стараясь оторваться от презираемого галутного прошлого, светский сионизм оторвался и от основы, на которой вырос - еврейской культуры - иудаизма. Дерево без корней может вырасти высоким, но упадет под порывами ветра. Что и произошло.
    Впрочем, проблема не возникла сегодня или вчера. Она существовала еще в самом начале, у колыбели движения. Прагматичный человек -Герцль, европейский интеллигент, такой, каким сегодня хотят видеть себя представители израильской интеллектуальной элиты, мыслил по деловому, то есть брал, что дают; невозможно получить Эрец-Исраэль - удовлетворимся Уган-дой. Если бы не решительная позиция русских сионистов, воспитанных в еврейских домах и на еврейской традиции, неизвестно как бы оно обернулось. Мы, их потомки, должны отыскать источники вдохновения, с помощью которых удастся вновь объединить раздираемый спорами народ.
    3. Неспособность светского сионизма дать ответ, по какому праву мы проживаем на этой земле. Оперируя только законами демократии и прав личности, невозможно объяснить, в первую очередь себе, а потом уже соседям, почему еврей из Польши или Венгрии, чьи предки прожили в этих странах сотни лет, может занять место араба, чти предки провели эти же сотни лет в Палестине. Отсутствие внутренней убежденности в своей правоте - есть не что иное, как раковая болезнь, пожирающая тело любой идеологии. Светский сионизм прожил с этой болезнью около ста лет и скончался, бедняга.
    Государство было задумано как еврейское и демократическое. Еврейское стояло на первом месте, но отцам основателям, большинство из которых учились в хедерах и ешивах казалось, что еврейство естественно, как воздух, которым они дышат и останется таким же для детей и внуков. Поэтому основной упор они сделали на демократию, справедливо полагая, что этому чужому для еврейской традиции понятию, будет нелегко прижиться на национальной почве. Все оказалось с точностью до наоборот. Уже дети отцов успешно демонстрировали свою непричастность к еврейству, а их внуки отдалились от него на астрономическое расстояние. Демократия, в самом своем оголтелом, необузданном появлении, прижилась и весьма успешно. Наверное, нигде в мире так ни пекутся о пользе врагов государства, как это делается сторонниками израильской демократии.
    Понятно всем, что наиболее хорошим государственным устройством будет монархия, во главе которой встанет царь Машиах. Однако, до тех пор, пока он не пришел, устраивать жизнь нужно с помощью уже имеющихся инструментов и демократия наиболее удобный из них. Возможно, стоит повести разговор о границах этой демократии, но сам принцип государственного устройства, скорее всего останется тем же самым.
    Основная проблема заключена в понятии "еврейский". За годы, прошедшие с основания государства, успела сложиться иное понимание этого слова, подменяющее его. Определение "израильский" пытается придти на смену "еврейскому". Наиболее характерными признаками его являются служба в армии, торжественное исполнение гимна, вывешивание на праздники бело-голубого флага и финансовое преуспевание. Коротко это можно сформулировать следующим образом, самый лучший еврей - это раввин, самый лучший израильтянин - офицер де-сантников. Однако, полковник бригады "Гивати", друз по национальности, вышедший в отставку и открывший собственное успешное дело, замечательно вписывается в это определение не имея к еврейству ни малейшего отношения. Дистанция между понятиями "лояльный гражданин" и " еврей" существует и никуда от этого не деться. Видимо, не все точно с новыми определениями, вернее, эти определения рассыпаются в прах при первой серьезной попытке анализа и являются, ничем иным, как пропагандистским трюком.
    Откуда же черпать энергию национального воодушевления, из какого источника льется живая вода, освежающая душу народа.
    Маловероятно, что этот источник расположен в Гималаях или за великой китайской стеной, Не менее трудно предположить, что он кроется под сурами Корана. Израильский интеллигент начнет искать ее среди ценностей западной культуры, погрузившись в философию, литературу, мистику. Но вот беда, за первым слоем штукатурки сразу обнаруживается хорошо знакомая гримаса христианина -антисемита. Ведь если Ветхий завет существует, а не закончился два тысячелетия назад, то Новому, как бы, нет места. Само возникновение государства Израиль, возрождение языка, сбор гонимого и презираемого народа со всех концов света, является неоспоримым аргументом в пользу продолжения актуальности Ветхого завета, а следовательно, ненадобности Нового.
    Кроме того, ценности западной культуры есть видоизмененные и ослабленные ценности еврейской культуры, из которой они непосредственно вытекают. Зачем же пить воду после вторичной переработки, если можно окунуть непосредственно в источник? Да и странно было бы здесь, на Земле Израиля, подарившей миру законы морали и нравственности, обращаться за вдохновением к чужим пророкам.
    Сказанное выше ни в коей мере не является призывом к возврату в религию. Иудаизм и его ценности должен послужить основой, на которой мы должны построить новое самосознание. В какой мере и объеме произойдет внедрение этих ценностей в жизнь современного еврея - и есть предмет обсуждения этого форума.
    
    

        
___Реклама___