Альберт Эйнштейн
О евреях, Израиле, еврействе и сионизме
Перевод с немецкого Бориса Канделя



     Я совсем без охоты еду в Америку, я делаю это лишь в интересах сионистов, которым нужны доллары для образовательных учреждений в Иерусалиме: для этой цели я, как известный человек, должен служить приманкой... С другой стороны я делаю для моих соплеменников, к которым повсюду так плохо относятся, все, что могу. 1921. С. 103

     Если мы не сможем найти с арабами дорогу честного сотрудничества и честных договорных отношений, то мы на нашем двухтысячном пути хождения по мукам ничему не научились и заслуживаем той участи, которая нам уготована. 1929. С. 103

     Евреи доказали, что в процессе исторического развития лучшим оружием является интеллект. Наш долг как евреев - передать миру наш многовековой полный тревог опыт, и, в соответствии с этическими традициями наших предков в союзе с благороднейшими культурными и религиозными кругами стать солдатами в борьбе за мир. 1929. С. 104

     Иудейская религия... - форма сублимации/облагораживания/ повседневного бытия... Она не требует от своих приверженцев акта веры в обычном его понимании. И поэтому у нас никогда не было конфликта между религиозным и естественно-научным мировоззрением. 1930. С. 104

     Я всегда реагировал на недостойные усилия и стремления к адаптации /приспособлению/, которые я наблюдал у многих моих /еврейских/ друзей... Эти и подобные им случаи пробуждали у меня национальные еврейские чувства. 1931 С. 104

     Стремление к знаниям ради них самих, граничащая с фанатизмом любовь к справедливости и стремление к личной самостоятельности - это основные мотивы традиции еврейского народа, которые мою принадлежность к нему заставляют считать небесным даром. Год не указ. /1955/ С. 105

     Я за сионизм, так как это -- единственная цель, которая может объединить евреев всех стран. Совсем не интересно, насколько евреи составляет единую расу. Верно то, что у них единая судьба и то, что они настоятельно нуждаются во взаимопомощи. Я вовсе не националист и не хочу какого-либо ущемления арабов в Палестине. Еврейская иммиграция в Палестину в существующих границах никому не может причинить вреда. Ей нет необходимости ссылаться на какие-либо исторические притязания. 1932. С. 105

     Нет немецких евреев, нет русских евреев, нет американских евреев. Они отличаются только своим разговорным языком. На самом деле есть только евреи. 1979. С. 105

     Интеллектуальный упадок, который был вызван плоским материализмом, представляет для выживания евреев гораздо большую угрозу, чем многочисленные внешние враги, которые насилием угрожают его существованию. 1936. С. 106

     Я бы скорее предпочел разумное соглашение с арабами на основе мирного сосуществования, чем создание еврейского государства. 1938. С. 106

     Еврейство многим обязано сионизму. Сионистское движение оживило чувство солидарности евреев. Оно проделало в Палестине продуктивную работу... в которую внесли свой вклад самоотверженные евреи всего мира. Это стало возможным в особенности потому, что значительной части нашей молодежи был показан пример радостной и творческой работы. 1938. С. 106

     Моему пониманию сущности еврейства противоречит мысль о еврейском государстве с границами, армией и светскими орудиями власти. Я опасаюсь внутреннего вреда, который будет причинен еврейству... в особенности из-за проявления узкого национализма в наших рядах, с которым нам и без еврейского государства было трудно бороться... Возврат к нации в политическом смысле слова был бы равносилен разрыву с одухотворенностью нашего общества, которой мы обязаны нашим пророкам. 1938. С. 106

     Хотя евреи как группа людей бессильны, но сумма достижений их отдельных представителей значительна и действенна, несмотря на то, что эти достижения появлялись при необычайно тяжелых условиях.    1938. С. 107

     Для нацистов евреи не только средство отвратить гнев народа от себя - угнетателей. Они видят в евреях не поддающийся ассимиляции элемент, который нельзя привести к лишенной критике вере и поэтому... угрожает авторитету нацистов благодаря просвещению масс. 1938. С. 107

     То, что евреев объединяет и в течение тысячелетий объединяло- в первую очередь демократический идеал социальной справедливости и идей долга взаимопомощи и терпимости всех людей. 1938. С. 107

     /Сионизм/ - национализм, который стремится не к власти, но к достоинству и здоровью. Если бы нам не приходилось жить среди нетерпимых, бессердечных людей и насильников, то я был бы первым, который отрекся бы от любого национализма в пользу универсального человечества. 1929. С. 107

     Сионизм почти не смог защитить немецких евреев от уничтожения. Но он дал выжившим внутреннюю стойкость пережить несчастье с достоинством и не потерять здоровое самоуважение. 1946. С. 108

     Мудрое и продуманное поведение ведущих деятелей нового государства дает мне уверенность, что постепенно будет достигнуто обоснованное отношение и арабскому народу; это единственный путь, по которому оба народа смогут достичь подлинной самостоятельности по отношении к остальному миру. 1949. C. 108

     Университет /теперь/- место свободного творчества и преподавания и радостной товарищеской работы. Он встает здесь на с трудом завоеванной нашим народом земле как духовный центр цветущего, полного уверенности сообщества, творчество которого во всем мире наконец нашло заслуженную оценку. 1949. С. 108

     Целью борьбы евреев в Палестине была не политическая самостоятельность ради самостоятельности, но свободная иммиграция евреев многих стран, жизнь которых подвергалась опасности, свободная иммиграция вообще для всех тех. которые стремились к жизни среди соплеменников. Не будет преуве-личением сказать, борьба шла за возможность принести единственную в истории исключительную жертву. 1949. С. 109

     Основной задачей еврейского народа является сохранение своего культурного наследия. Его уже в настоящее время не было бы как народа, если бы он постоянно не выполнял эту задачу. 1950. С. 109

     Отношение к еврейскому народу стало моей самой сильной человеческой привязанностью... после того, как я получил полное представление о нашем ТЯЖЕЛОМ положении среди других народов. 1952. С. 109

     Для того, чтобы молодое государство получило и сохранило действительную независимость, в стране должна быть образована группа интеллектуалов и специалистов, выросших в этой стране. 1953. С. 109

     Израиль - единственное место на Земле, в котором евреям возможно организовать общественную жизнь по унаследованным ими идеалам. 1954. С. 110

     Наше отношение к арабскому меньшинству - настоящий пробный камень нашего нравственного стандарта. Год не указ. С. 110

     Только когда мы /евреи/ наберемся мужества видеть в нас нацию, только тогда, когда мы сами будем себя уважать, -- тогда мы сможем завоевать уважение других. Год не указ. С. 110

     Сердце говорит "Да", но разум говорит "Нет". Ответ на призыв Гебраистского университета в Иерусалиме Год не указ, С. 110

     Сионизм - новый еврейский идеал, который еврейскому народу опять может дать радость своего существования. Я рад принять приглашение Вейцмана. 1921. С. 110

     Если бы я был президентом, то иногда должен был бы говорить израильтянам вещи. которые они бы слушали без особого удовольствия. Год не указ. По поводу своего отказа стать президентом Израиля. С. 110

    
Использованы фрагменты книги "Einstein sagt. Zitate, Einfaelle, Gedanken". Muenchen, Zuerich, Piper Verl., 2001


        
___Реклама___