Михаил Румер
Божественный рабби Ицхак

Древний гностический миф обретает вторую жизнь в современном еврейском мире


     Когда задумываешься над тем, почему иудаизм за тысячелетия своего существования не выродился, не утратил влияния на души и умы, оставшись учением, в рамках которого люди обретают полноту духовной жизни, то понимаешь, что причиной такой жизнестойкости является не только глубина этой великой религии, но и ее способность развиваться, откликаться на живые запросы человеческого духа. История иудаизма полна философских исканий, столкновения страстей, духовных откликов на национальные трагедии.
     С победой и распространением на Востоке ислама шло проникновение в еврейский мир эллинской философии. Главное противоречие теперь было не между монотеизмом и политеизмом, а между религией и философией, верой и наукой.
     То был вызов времени. Не приняв его, не ответив на вопросы, что такое человеческая душа, как обстоит дело со свободой воли, как решается проблема добра и зла, какую нравственную цель имеет мир и человек, религия превращалась в народный культ, как это было уже в античном мире. И каббала стала духовной реакцией на ариcтотелевский рационализм. Она предпринимала попытку проникнуть в глубины жизни души, в тайну отношений между Богом и человеком.
    
    
Несохраненная тайна

     В предыдущем номере шла речь об "энциклопедии каббалы" - книге "Зогар" и ее создателе Моше де Леоне, в личности которого так причудливо перемешалось возвышенное и земное. Сегодня наш рассказ - о другой великой фигуре еврейского мира - Ицхаке Лурии, превратившем каббалу из потаенного эзотерического учения в народное движение.
     Обратимся к середине XVI века. В России начинается правление Ивана Грозного. В Англии это время Шекспира и королевы Елизаветы. Германия раздираема раздорами между католиками и протестантами. На Востоке безраздельно властвует Оттоманская Порта.
     В одной из провинций этой могущественной империи - Палестине, в семье еврея - выходца из Германии в 1534 году рождается мальчик. После смерти отца мать увозит сына в Египет, где его опекает дядя - богатый каирский откупщик податей. Он души не чает в племяннике, дает ему великолепное иудейское образование и в 15 лет женит на своей дочери. Так начинается биография Ицхака бен Шломо Ашкенази Лурия, названного впоследствии Ари, что представляет собой аббревиатуру составленную из слов "божественный рабби Ицхак".
     Собственно, эта биография традиционна и бедна внешними событиями. Дни, проводимые над Талмудом. Знакомство в 22 года с "Зогаром", после чего молодой каббалист начинает вести отшельнический образ жизни, на годы поселяется в заброшенной хижине на принадлежащем дяде острове посреди Нила. Он медитирует, беседует с Ильей-пророком, который посвящает его в тайны мироздания, во сне возносится на небо и встречается там с великими учеными прошлого.
     В 1569 году он выполняет то, о чем мечтает всякий благочестивый еврей - переезжает в Палестину и поселяется в одном из духовных центров еврейского мира - Цфате. Здесь он становится во главе кружка каббалистов, которые почитают его как святого и считают своим учителем. Их-то он и посвящает в основы разработанной им теории мироздания и три года спустя умирает во время эпидемии в возрасте 38 лет.
     Дальше начинается история распространения его учения, которая полна драматизма. В отличие от других великих каббалистов Ари ничего не писал. Все высказанное им сразу же после смерти учителя начал приводить в систему его любимый ученик Хаим Витал. Он-то и читал лекции небольшому кругу лурианцев, взяв с них "подписку о неразглашении".
     Этот любопытный документ сохранился до наших времен. В нем Витал признается высшим авторитетом и далее говорится: "Мы будем изучать каббалу с ним и верно хранить все, что он поведает нам, и не раскрывать никому тайн, кои мы узнаем от него или коим он учил нас в прошлом, даже того, чему он учил нас при жизни нашего учителя великого рабби Ицхака Лурии Ашкенази, разве только с его позволения".
     Такой эзотеризм был свойствен и некоторым другим учениям в духовной истории человечества. Он диктовался опасениями, что высокие духовные знания попадут к неподготовленным людям, не способным их воспринять и тем самым будут искажены, опошлены.
     Однако сохранить тайну оказалось непросто. Интерес к учению был так велик, что нашлись люди, подкупившие брата Хаима Витала, и тот за 50 золотых во время болезни любимого ученика Ари выкрал рукопись, предоставив ее для переписки. Кроме того, в Цфате нашлись каббалисты, не подписавшие соглашение, и на свой страх и риск занявшиеся распространением лурианства. Как бы там ни было, десятилетия спустя доктрина Ари получила широкое хождение в еврейском мире, а в XVIII веке популярность лурианства была столь велика. что переписывание рукописей Витала в Иерусалиме, Италии и Южной Германии превратилась почти в отрасль промышленности.
    
    
У первоистоков творения

    
     Что же это, однако, за учение, которое вызывало такой обостренный интерес и получило такое огромное распространение среди образованного еврейства?
     Вращаясь в рамках трех основных понятий иудаизма - Творения, Откровения и Избавления, мысль Ари обращалась к первоистокам Творения, к точке, с которой мировой процесс начал свое развитие.
     В соответствии с традиционными религиозными представлениями, разделяемыми каббалистами раннего периода, мировой процесс начинается актом, которым Бог проецирует свою творческую энергию в космос. Лурия же выдвигает понятие "цимцум", что переводится как сжатие, или удаление, отход. Существование Вселенной оказалось возможным в результате процесса сжатия в Боге.
     Тем самым мыслитель пытается ответить на вопрос: как может существовать мир, если Бог вездесущ? И отвечает на него: для сотворения мира Бог должен как бы освободить в себе самом место, покинув некую область, род мистического предвечного пространства, с тем чтобы вернуться назад в акте Творения и Откровения. Поэтому первый акт Эйн-Соф - Бесконечного (так называется в каббале Божество в его чистой сущности) есть не движение вовне, но движение в себя, вспять, удаление в самого себя.
     Только во втором акте Бог излучает луч света и начинает свое развертывание в качестве Творца в предвечном пространстве. Более того каждому новому акту эманации предшествует сосредоточение и сокращение. Как человеческий организм поддерживает свою жизнь вдыханием и выдыханием, так и все творение образует гигантский процесс Божественного вдоха и выдоха.
     Дальше происходит вот что. Первая конфигурация божественного света, высшая форма, в которой Божество начинает проявлять себя, -Адам Кадмон -предвечный человек. Потоки света извергаются из его глаз, уст, ушей и ноздрей. Этот свет изливается далее в сосуды, каждый из которых является одновременно одним из десяти сфирот - имен и сущностей, проявлений сокрытой жизни Бога. Три верхних сосуда выдержали давление света, а шесть нижних разбились. Произошло швират ха-келим - крушение, ломка сосудов.
    
    
"Мы родились во взорванном мире"

    
     Крушение сосудов - одно из весьма распространенных понятий еврейской культуры. Вот как толкует этот гностический миф израильский публицист Ефрем Баух в предисловии к одному из романов тетралогии Давида Шахара "Храм разбитых сосудов".
     "Разбивание сосудов" - понятие, введенное Ари. Это, по сути дела, одна из основных идей человека, который искал ответ на вопрос: откуда зло в мире? Если Всевышний сотворяет лишь добро, откуда зло? Ответ Ари таков: Богу -Эйн-соф (Бесконечность) для создания физического мира необходимо было место. Но так как Бесконечность заполняет собой все, следовало ее сжать, сократить и найти свободную точку для создания физического мира. После сжатия Бог ввел в эту точку материальный мир, который сам по себе лишен всякого смысла. Содержание и смысл он может обрести лишь тогда, когда в него вдохнут дух, душу, И тогда Бог ввел в этот мир один-единственный божественный луч света. Но сила этого луча была столь неимоверна, что материальный мир не выдержал его и точка эта взорвалась.
     Другими словами, 400 лет назад Ари пришел к выводу, что мир является продуктом великого взрыва и все мы родились в этом взорванном мире. Каждый из нас - малый осколок, несущий в себе каплю света того божественного луча... Мы все плоды взрыва, в результате которого в этом мире нет ничего, что находилось бы на своем месте. Все мы осколки разбитых сосудов... Но каждый человек может исправить самого себя и основой этого является его единственное и неповторимое бытие, переживание своего времени и места.."
     То, что современный еврейский интеллектуал с его экзистенциалистским мышлением толкует как "переживание своего места и времени", Ари понимал как восстановление идеального порядка, составлявшего начальную цель творения. Это исправление разбитого - тиккун - являющееся тайным назначением всего сущего, стало третьим и завершающим этапом лурианской космогонии, обозначившим реальные задачи человека. Естественно, главное средство осуществления тиккун, по каббалистическому учению, заключается в приобщении человека к святости через Тору и молитву.
    
    
"Русский клуб" каббалистов

    
     Средства массовой информации сообщают, что в Израиле, в городке Бней-Брак девятый год действует каббалистическая школа, возглавляемая выходцем из России равом Михаэлем Лайтманом. Это своего рода "русский клуб" каббалистов, куда входят люди разных профессий, и в том числе ученые, музыканты, артисты. Школа имеет интернетовский сайт на девяти языках, ведет интенсивную переписку с десятками тысяч людей, регулярные передачи по израильскому и американскому радио, располагает филиалами в других странах.
     Как такой размах уживается с эзотеризмом, свойственным каббале, с ее потаенным мистическим началом? Трудно сказать. Вполне возможно, однако, что и "Зогар", и лурианское учение переживают вторую жизнь в современном еврейском мире.
    
    
    

        
___Реклама___