Марк Перельман.
Ответ Виктору Снитковскому


ОТВЕТ РЕЦЕНЗЕНТУ


     В 21 номере "Заметок по еврейской истории" помещены "Три короткие рецензии" Виктора Снитковского, одна из которых, "2. Гипотеза без права на жизнь", посвящена моей заметке "Иисус Навин и взятие Иерихона: взгляд физика" в 20 номере этого интернет-журнала.
     Я польщен, конечно, вниманием критика, но несколько удивлен как его замечаниями, так и отрицательным отношением к попыткам поиска реальных истоков "опоэтизированных исторических событий".
     Рецензент (по-видимому, судя по языку письма, инженер-механик) упрекает меня в том, что я не оценил частоту колебаний ворот Иерихона, размеры коих он постулирует. Во-первых, частот, учитывая обертоны, может быть много, во-вторых, дело в том, что оценивать, строго говоря, нужно их так называемую вибрационную добротность, что отнюдь не столь просто, как думает рецензент.
     Я, естественно, не предполагал, что створки ворот являются цельными, отлитыми или кованными. Но если они собраны из деталей, размеры которых (например, чешуек) много меньше основных акустических частот, то такая конструкция резонансу не помеха (хрестоматийный мост в Петербурге не был литым). Условие закрепления здесь опять же не существенны - резонансно колебаться может, кстати, и свободно висящая пластина. (А если ворота были подъёмными и закреплялись по нижнему и верхнему краям?)
     Особый гнев рецензента вызвала ссылка на методику выбора дьяконов в российских церквах: я писал, что они должны были для показа профпригодности добиться разрушения стакана своим голосом. От совета проконсультироваться с кантором я откажусь: разве канторы провозглашают громогласно "Аминь" или "Вечная память!"? У оперных певцов - у меня тоже есть приятели в этой сфере - задачи и стиль исполнения тоже совсем иные (таких возгласов нет, кстати, ни у Гуно, ни у Бойто, а у последнего партия писалась для баса-профундо), да и различия в акустических (резонансных) параметрах церквей,с одной стороны, синагог и оперных залов - с другой существенны в требованиях к исполнителям.
     Посему я благодарю г-на Снитковского за внимание к моей гипотезе и признание ее абстрактной корректности, но отказываюсь от его советов.
    
    
    

         
___Реклама___