Василий Пригодич

Двести лет рядом,
или "Помнить и признавать" (А.И.Солженицын)


     Любезный читатель, закончил я сегодня под утро внимательно изучать (с ручкой, выписками и т.д.) толстенный фолиант: А.И.Солженицын. Двести лет вместе. Часть II. М., "Русский путь", 2002. Тираж 100 000 (!!!) экземпляров. 550 С. (Исследования новейшей русской истории. Т. 8. Под общей редакцией А.И.Солженицына. Редактор тома Н.Д.Солженицына). И чего-то меня заколотило-заколОДило, "заколбасило", смятение духа, запереживал, расстроился, в сердце закололо и прочая романтическая мура. Я имел честь писать о первом томе исследования (Василий Пригодич. Двести лет вместе, или О закваске и тесте // London Courier, 2002, № 159, 18-31 January. P. 19). Спать не смог, болтался по квартире, чесал дворнягу и двух своих кошек, думал-думал-думал и надумал вот что.
     Накатили новые времена, посему "критик", не прочитав рецензируемой книги, загодя знает, что он напишет. Дело хорошее, но мы (авторское "мы") к такому не привыкши. По старинке мастрячим "текстовочки" и несложные мыслишки из болота выуживаем. Намеревался я и про второй том писать по застарелой привычке, мол, в главе такой-то - то да се, в главе ниже - о том о сем. Цитатки всякие - понятное дело. Здесь этого почти не будет. Читатель - ясное дело - ленив, ему "в лом" самому такой фолиант скушать, а мы поможем - чего изволите. Нет, господа-товарищи-братва, покорнейше советую эту книгу читать без подсказок-рецептов-прописей. Читатель, не торопись, если соблаговолишь, это не рецензия. Это "взгляд и нечто". О чем книга? О жизни и смерти, о свободе и неволе, о сукровице и боли, про меня и про тебя, о русских и евреях. Больная тема, болезная, язвы и струпья гноящиеся, горы лжи, обиды вековые, кровушка горячая, пуля раскаленная, лезвие холодное.
     "Арабеска" про "сейчас". Ну-с, робкий самоучка-кустарь-надомник, аз, грешный, иногда заглядываю на "антисемитские" сайты. Все, как всегда, ничего особенного. Иногда Василия Пригодича так за хвост дергают, инда шерсть по сайту летает. Растлитель-очернитель-предатель. Извольте на ПМЖ (дивная аббревиатура) в США или Израиль. А я не хочу ТУДА и СЮДА, не желаю. Ничего, не в Бельгии живем. А недавно произошло у меня приключение духовное: некий достойный господин ткнул меня кошачьей мордой в филосемитские, так скажем, сайты. Почитал! "Полный, братцы, ататуй - панихида с танцами" (Александр Галич). Мою скромную персону там никто и знать не хочет, там все про Пушкина-Достоевского. И как лихо, и как элегантно. И бывшей родине пожелания славные: чтоб Ты сдохла, сука, поскорее, в крови и блевоте захлебнувшись. И чтоб Чечня накрыла смертным покрывалом Россию, и чтоб Питер превратился в Грозный. Учтивое пожелание к юбилею великого "града Петрова". К прискорбию, это не мои гаерские шуткования.
     Меня поразило то, что ТЕ и ИНЫЕ употребляют постоянно и с усладительной ненавистью гнусную аббревиатуру РПЦ (Русская Православная Церковь никак не "РПЦ"). Антисемиты изволят пописывать, что батюшка Патриарха еврей, а филосемиты, мол, сотрудник Гестапо. И как это дивно: в одном-то флаконе. И там, и тут ненависть черная, истерия бабская, кликушество, понос словесный, агрессия слепая, прозрачная и призрачная. И дурновкусие, дурновкусие, дурновкусие.
     Понятно, что про Александра Исаевича "антисемиты" пишут примерно так, утрирую, но мысли передаю четко: СолжениЦЕР (!!! - я не шучу) накарябал гнусную книгу в двух томах, дабы "своих" отмазать. "Филосемиты" в унисон (ноты те же): враг еврейского народа Солженицын накарябал гнусную книгу в двух томах, дабы "чужих" отмазать. Партия и Ленин - близнецы-братья. Такая марксистско-ленинская диалектика. Переход количества в качество и, в натуре, обратно.
     Не правы и те, и другие. А.И.Солженицын cам четко и ясно сформулировал задачу своего "исследования" (Глава 25-ая). Прошу покорнейше прощения за приведение столь пространной цитаты:
     "Вот я в этой книге как раз и "называю вещи своими именами". И ни минуты не ощущаю, чтоб это было враждебно к евреям. И сочувственнее пишу, чем, встречно, многие евреи пишут о русских.
     Цель этой моей книги, отраженная и в ее заголовке, как раз и есть: надо нам понять друг друга, надо нам войти в положение и самочувствие друг друга. Этой книгой я хочу протянуть рукопожатие взаимопонимания на все наше будущее.
     Но надо же взаимно!
     Соотношение еврейской и русской судеб, переплетшихся с XVIII века, и так взрывно проявившееся в XX, имеет какой-то глубокий исторический ключ, который мы не должны потерять и на будущее. Тут, может быть, заложен сокровенный Замысел и тем более мы должны стремиться к его разгадке и исполнению.
     И кажется, что правда о нашем общем прошлом и евреям, как и русским, нравственно нужна" (С. 475).
     Многие достойные люди считают Александра Исаевича "пророком и провидцем". Иные высоколобые интеллектуалы обвиняют "провидца и пророка" в "позорной и преступной" любви к Отечеству, в "поповщине-фидеизме", в следовании древнерусско-древнесамурайскому кодексу чести "Правда-Бусидо" и, главное, в "антисемитизме". Если это антисемитизм, то пусть отсохнет моя правая рука. Точно такой же вывод я сделал и в отзыве на первый том трактата.
     Приступим, перекрестясь. "Сценическая площадка" второго тома уставлена обгоревшими декорациями великой патриотической оперы "Гибель русской (русско-еврейской, еврейской) культуры". Дымок-то еще дымится, и холстина кое-где тлеет, и кошачьи язычки пламени то спрячутся в пасти пожара, то стыдливо высунутся. Кто уничтожал русскую культуру, кто уничтожал еврейскую, татарскую, грузинскую и т.д. культуру список предлинный ОНИ. Кто они? Ответ прост, как сама правда, "комиссары в пыльных шлемах". Нет, не все так просто. Никто еще никогда не писал так взволнованно, гиперболично, яростно, пристрастно о трагедии русских, русских евреев и русской интеллигенции. Самые ИСКРЕННИЕ страницы про культуру. Читай разбирайся во все сам.
     Здесь осмелюсь прикровенно-откровенно возразить великому старцу. Не уничтожили большевики культуру великорусскую, великоеврейскую, великоукраинскую, великогрузинскую, великотуркменскую и т.д. Не смогли. Кишка оказалась тонка. Нашлись чудики очкастые, внутренние эмигранты-отщепенцы, друзья-враги народа, "унесшие в катакомбы" "путеводительные светы" (это не я так высокопарно калякаю, это цитата из Брюсова). Кой чего и сохранили.
     А что я все про себя, я - я - я… Да не про себя я, друг мой высокий. Я про себя все знаю. Про Тебя, про Тебя, читатель, "былинники речистые ведут рассказ". Ты тяжко вкалываешь, боишься бояться, боишься потерять работу, боишься себя, боишься других. А не надо бояться (опять цитата из Галича). Нужно учитывать с оглядкой "шествие Бога в мире", а бояться только смерти и большевиков (тех, неистовых и неугомонных, вдруг из преисподней возвернутся, а не нынешних котяток обмочившихся).
     Писатель резко полемизирует с теми, кто пописывать изволит так: мол, евреи виноваты в крушении императорской России: "И надо отчетливо сказать, что и Октябрьский переворот двигало не еврейство (хоть и под общим славным командованием Троцкого…)… Да, верно: в 1917 году мы свою судьбу сварганили сами, своей дурной головой начиная и с февраля и включая октябрь-декабрь" (С. 73). Все так, все именно так. Впрочем, "сварганили головой", а задница болеть будет еще лет сто. "О Русь моя, жена моя, до…" (Блок). Еще цитата из Александра Исаевича на ту же тему-проблему: ""Иудаизм прежде всего не осознание ли единого великого Бога? И хотя бы только поэтому несовместим с безбожным большевизмом" (С. 103).
     Все главы исследования исключительно содержательны, информативны, тщательно продуманы и выверены.
     В главе, посвященной Гражданской войне, автор повествует о том, что дореволюционные еврейские погромы "слеза-слезинка ребенка" по сравнению с тем кровавым валом, который покатился по деревням и местечкам после Октябрьского переворота. Погромщиками были как красные, так и белые, увы. Понятно, что "конница Буденного" была позлее и покруче. Автор сочувственно упоминает "георгиевского кавалера Кацмана из 1-й Кутеповской дивизии" (С. 148). Уж он-то точно не был погромщиком. Эх, белые командиры (командиры белых) не смогли удержать свою солдатню в узде, погромы вызвали возмущение на Западе и в Америке… Белые правительства не были признаны, не получили должной поддержки и т.д. ( С.146-156).
     В следующей главе А.И.Солженицын касается жутковатого вопроса о подлинности "Протоколов Сионских мудрецов". Подделка! Подделка! Подделка! Кстати, не всем известно, что по распоряжению П.А.Столыпина было произведено расследование подлинности "протоколов", которое вскрыло "несомненный подлог" (С. 174). Николай II наложил резолюцию на Всеподданнейшем докладе: ""Протоколы" изъять…" (Там же). К сожалению, автор не упомянул о том, что делали с гражданами СССР в 1920-1930-е годы, если при обыске у них находили "протоколы". Мне об этом рассказывали патриархи-насельники деревни Коровкино на Ладоге, где я прожил несколько лучших в своей жизни лет. Ну, не могу я такие слова произносить. Увольте. Туманно намекну: питерские интеллектуалы-краснобаи любили в годочки оные дарить друг дружке газету, орган ЦК коммунистической партии Азербайджана с непритязательным, но душевным названием "Вышка".
     В другой главе исследователь цитирует разрушителя-фундатора предпоследней Империи (15 марта 1921 г., публичная речь): "…не жалко сотнями миллионов, а то и миллиардами поступиться из наших необъятных богатств, из наших богатых источников сырья, лишь бы получить помощь крупного передового капитализма" (В.И.Ленин. Доклад о замене разверстки натуральным налогом // Сочинения: В 45-т. 4-е изд. Т. 32. С. 201). Недооцениваем мы все ленинский гений, а зря. Как видно, идеи Владимира Ильича "живут и побеждают".
     В главе 21 ("В войну с Германией") речь идет, в частности, и о Холокосте. Не могу ничего сказать: ком в горле и слезы. А я человек неслабонервный и отнюдь не слезливый. С. 342-390 быть может, самые трагические в истории мировой литературы.
     Главы о послевоенном русском еврействе содержат поразительные суждения и выводы. Какие? Прочитаете узнаете. Крошечное дополнение к проблеме-теме полугосударственного антисемитизма. Невинное участие в невинном кружке по изучению иврита каралось… Нет, не штрафом. Еще. Толпу у питерской Хоральной синагоги в праздничные дни КГБ тщательно фотографировал, изучал, идентифицировал молодые лица. Потом этих юношей и девушек… нет, неправильно, всего лишь исключали из ВЛКСМ и ВУЗа (ау, романтические "шестидесятые годочки", аз свидетель).
     В отзыве на первый том "Двести лет вместе" я несправедливо упрекнул автора в том, что он пользуется только открытыми источниками типа: "Краткая Еврейская Энциклопедия" и т.д. Внимательно изучив второй том, я покорнейше прошу исследователя меня простить. А.И.Солженицын цитирует не источники, а ИНТОНАЦИЮ и ВЕРБАЛЬНУЮ манеру исследователей-оппонентов. Факты автор и без "источников" знает.
     Кстати, величайшее сочувствие-сопонимание у Александра Исаевича находят Д.С.Пасманик, И.М.Бикерман, Г.А.Ландау, И.О.Левин, Д.О.Линский и В.С.Мандель авторы поистине мудрого, провиденциального, пронизывающего десятилетия (а теперь уж и столетия) сборника "Россия и Евреи" (сб. 1. Отечественное объединение русских евреев за границей // Берлин, 1924; Париж, 1978). Обильно цитирует автор и изумительную мемуарную книгу Михаила Хейфеца ("Место и время". Париж, 1978). Исследователь запамятовал указать, что мемуарист, выдающийся историк, узник брежневских лагерей, получил большой срок (и отсидел) за составление машинописного сборника стихов Иосифа Бродского.
     Ну, что, дорогой читатель, раззадорил я Тебя. Ежели так, то вставай с дивана и иди в книжный магазин (впрочем, книгу можно заказать через интернет). Книга (все два тома) изумительная, "умозрение" модифицирует и прочее. Язык-стиль у автора вязкий, клейкий, раскаленный, как сургуч. Не всем в "подъем" читать такое, впрочем, это не беллетристика. Предпоследнее. Александр Исаевич много и крупно лукавит, причем лукавство это хитроумное, изящное, игриво-играющее в розановском ранге и стиле. Мужик, ну, ты в курсе. Отменно. Скоро финиш.
     И последнее. А чего же автор алчет-взыскует, а? А того же, чего все остальные "человеки" на свете: Царствия Небесного. Только одни люди жаждут Царствия Небесного на Земле (земле) сейчас, сегодня (на крайний случай завтра-послезавтра таких миллиарды), а иные хотят Царствия Небесного в Царствии Небесном (список исключительно краток раз-два и обчелся). Вот и всё.
     1760 слов.
     Василий Пригодич.
     2 февраля 2003 г.
    
     Василий Пригодич.
          2 февраля 2003 г
.
         
         

   


         
              
___Реклама___