Яна Молдаванская
Отдать жизнь за Божий народ....
(Рассказ о семье тен Боом)

Всё началось с библиотеки. Читатели приносили туда прочитанные книги, которые им больше не были нужны, и клали на специально отведённый столик. Я радовалась, видя, как книги переходят из рук в руки: появляются и изчезают. Если что-то было интересно и мне, я брала книгу домой и, случалось, со временем приносила её назад.

Одной из находок подобного рода стала брошюра „Mit Gott durch dick und dunn“ (русский эквивалент: Вместе с Богом  сквозь огонь и воду). На обложке – улыбающаяся женщина лет 70-ти, с чемоданом. Это - Корри тен Боом, автор книги.

Мне захотелось тут же прочесть о том, что за человек эта Корри. Теперь я знаю, что эту-то книгу с пёстро исчерченными  мною страницами я не так просто отнесу назад. Я её вообще не отдам.

Чуть позже я прочла биографию этой удивительной женщины, и мне открылся мир, полный абсолютной любви, бесконечной радости, самопожертвования, доброты и мудрости. Дабы меня не упрекнули в пустословии, я начну рассказ о спасении семьёй тен Боом голландских евреев.

 

Жить для евреев

 

Рассказ о семье тен Боом можно начать издалека: от прадеда Корри по имени Геррит, который во времена Наполеона зимой выращивал крупную сладкую клубнику, и этот талант помог голландскому патриоту избежать французской тюрьмы.

Однажды, когда Корри было 18 лет, ей приснился сон, в котором её прадед, которого она никогда не видела, указал на Священное Писание и обратился к Корри со словами: «Моя девочка, я хочу показать тебе единственное Неизменное - это Слово Божье. В мире будут многие перемены, но Библия останется вечно; а семя, посеянное ею во мне, прорастёт и даст всходы даже через поколения».1

 

Можно вспомнить Виллема тен Боома, сына Геррита, который, открыв в Хаарлеме часовую мастерскую, тем самым предрешил судьбу сына и внучки...

Пожалуй, с Виллема и начнём. Он отлично знал Священное Писание, в частности те места в Библии, в которых евреям предсказано рассеяние, а также возвращение (Второзаконие, 28:64,65; 30:3).

В 1844 году по просьбе пастора Виттевеена2 он организовал группу христиан, которые постоянно молились за ...евреев и за мир в Иерусалиме. В то время, когда мало кого интересовал Ближний Восток и в буквальном смысле слова кровоточащий Иерусалим, небольшая группа голландских верующих собиралась в Хаарлеме, в доме Виллема с тем, чтобы читать Библию и молиться за евреев Рассеяния и за их возвращение на Родину. Как эти молитвы отразились на судьбе последующих поклений семьи тен Боом, Вы вскоре узнаете.

Всем своим семерым детям Виллем привил любовь и уважение к евреям. Как вспоминает его сын, Каспер, в доме отца, в зале висел портрет португальского еврея Исаака Да Косты. Под его влиянием в Хаарлеме было создано – опять же Виллемом тен Боомом – «Общество за Израиль».

 

 

 

Жизнь среди евреев

 

Когда в 18 лет Каспер, у которого было так же мало денег, как и опыта в торговых делах, переехал в Амстердам, он поселился в бедном еврейском квартале и открыл ювелирную лавочку.

Среди евреев Каспер нашёл настоящих друзей, его приняли в еврейское общество, звали на  праздники, он участвовал в шаббатах. Он любил проводить время в разговорах с еврейскими учителями о пророчествах  Ветхого Завета.

Со временем Каспер открывает в Амстердаме часовую мастерскую и параллельно ведёт занятия в воскресной школе, которую открыла некая Янс, урождённая Лёйтинг. Через неё Каспер знакомится с красавицей Кор Лёйтинг и вскоре женится на ней. Соседями их становятся евреи.

Не только Каспер, но и Кор сближается с традициями и жизнью евреев. Интересно, что когда Кор во время первой беременности принялась шить платьица и распашонки для малыша, она столкнулась с еврейским обычаем до рождения ребёнка не искушать Бога и не готовить детских вещей прозапас.

В семье тен Боом было четверо детей: Бетси, Виллем, Нолли и Корри.

Корри родилась 15-го апреля 1892 года. Она была очень слабым ребёнком. Младенецем она была некрасива, непрерывно плакала от холода, так что её приходилось тепло пеленать и носить на руках, прижимая к груди. Вот что записала её мать в своём дневнике: «Что за маленькое, несчастное существо, словно неживое, с синюшной кожей! Я не встречала ещё более жалкого существа. Никто не может себе представить, что эта крошка выживет.»3

Но, благодаря стараниям и заботе родителей, тёток и старших детей, Корри чудесным образом выжила и стала одной из самых знаменитых личностей прошлого столетия.

 

 

Баяй

 

Жизнь семьи тен Боом протекала в их доме в Хаарлеме (Голландия), на улице Бартельорисстраат 19. Для краткости дом называли Баяй.

Как вспоминает сама Корри, «отчий дом (его тепло) – это всё, о чём я мечтала в детстве, представляя себе загробную жизнь».4

Внизу размещались часовая мастерская отца и магазин, наверху, в тесных маленьких комнатках жило семейство тен Боом и незамужние сёстры матери.

Пришло время, тётки и мама умерли, Баяй опустел. И тогда тридцатитрёхлетняя Корри вспомнила её разговор из детства: «Мама, когда мы станем старше, мы с сестрой хотим отдать наши комнаты детям миссионеров».

Так и случилось: в Баяй жили не только приёмные (дети миссионеров), но и – после первой мировой войны - голодные дети из Германии. Всем находилось место в маленьком доме с открытыми дверями.

День в семье тен Боом начинался и заканчивался молитвой. Приёмные дети иногда пытались сократить это время. В книге «Небольшой дом с открытыми дверями» описывается один из типичных случаев того времени. Тем, кто знаком с Ветхим Заветом, сразу станет понятен мудрый юмор Каспера тен Боома. Итак, однажды его приёмная «дочь» сказала:

-         Дедушка, давай, мы сегодня вечером прочтём Псалом 116 (в оригинале по западному - Псалом 117).

-          Ах,- отвечает Каспар,- я как раз сегодня хотел читать вслух Псалом 118 (в оригинале – 119).

 

В семье тен Боом было принято всегда говорить правду. В книге "Убежище" Корри описала реальный случай:  фашисты искали её племянника в доме её сестры. Когда один из солдат спросил у маленькой племянницы:"Где твой брат?", она, зная, что тот сидит в погребе под столом, сказала: "Под столом, конечно!" Солдат заглянул под стол, там, естественно, никого не увидел и не стал больше нигде искать.

Каспар тен Боом весьма заботился о том, чтобы дети (и не только его дети) получили должное образование: он даже был в числе организаторов школы, которую со временем посещали Корри и Нолли.

Даже в кругу семьи он устраивал уроки. Вот как происходило изучение Библии: Виллем держал в руках древнееврейский и греческий тексты; Корри – английское, её мама – голландское, Нолли – французское, Бетси или глава семьи – немецкое Святое Писание. Задавалось место из Библии, и каждый называл свой перевод этого отрывка. Как пригодились эти знания десятилетия спустя, когда Корри и Бетси находились в концлагере, среди пленных женщин из разных стран!

Виллем любил древнееврейский язык, и чем очевиднее становился факт антисемитизма, тем боле крепла в нём любовь к евреям. Не случайно, что пастор-миссионер тен Боом стал руководителем подпольного движения, которое спасало евреев во время оккупации Нидерландов нацистами.

Тема Божьего народа никогда не оставляла Виллема равнодушным. Он был начитан и в 1930 году предсказал, что литераторы Франции и Германии заложили фундамент Холокоста: в своих произведениях они нередко описывали евреев как второсортную рассу. Виллем написал диссертацию на тему антисемитизма и уже в те годы предвидел, что самые ужасные погромы нужно ожидать от Германии.




Часовой мастер и воспитатель

 

По окончании школы Корри училась в Библейской школе, но впоследствии выбрала для себя «странную» профессию – пошла по стопам отца. В 1920 году, не смотря на иные традиции и положение в обществе, она уехала на учёбу в Швейцарию и стала первой в Нидерландах женщиной – часовым мастером.

(Мастерская Каспера тен Боома. Второй слева – отец Корри)

 

Помимо основной работы, она организовала и руководила  Хаарлемским девичим подростковым клубом. Он просуществовал с 1921 по 1940 год. Здесь девушки занимались гимнастикой, музыкой, выезжали на природу. Но на первом месте для Корри стояла задача, научить молодёжь тому, что Бог их любит. Недаром первая строчка устава этого клуба гласила: «Черпай свои силы в молитве».

От матери Корри научилась помогать и сочувствовать тем, кто слаб или не вполне нормален, поэтому она проводила также много времени с больными, умственно отсталыми детьми, рассказывая им о Божьей любви.



Оккупация

 

Между тем, как и предвидел Виллем тен Боом, ситуация евреев в Германии ухудшилась, Германия стала «присоединять» и захватывать европейские страны и наводить там свои порядки. Не смотря на то, что Нидерланды сохраняли нейтралитет, 10 мая 1940 года немцы вошли и в эту страну, в течение пяти дней оккупировав всё королевство. Корри было в тот момент уже 48 лет.

Оккупация сопровождалась запретами и вводом коммендантского часа. Со временем после 18.00 уже запрещалось находится на улице. Еда стала выдаваться только по рационным карточкам; радио, автомобили, золото, олово, медь и даже бронзовые колокола церквей были конфискованы. В начале зимы 1940 года немцы стали откровенно проявлять антисемитизм по отношению к голландским евреям. Ещё раньше, в ноябре 1940 года, вступил в силу декрет, запрещающий евреям занимать посты в сфере политики, среднего и высшего образования. Всего лишь некоторые из  голландцев попытались противостоять этому и поэтому попадали в тюрьму.

Вскоре немцами было введено в Голландии обязательное ношение жёлтой звезды Давида. Каспер тен Боом был до глубины души этим возмущён, так, что спросил свою дочь: «Корри, не могла бы ты достать звезду Давида?  Я тоже хочу носить её». Кроме того, завидев на  улице евреев, Каспер всегда почтительно снимал перед ними шляпу.

Однажды к Касперу пришёл его старинный друг, хаарлемский раввин. В своё время они часто читали вместе Тору и обменивались книгами. Теперь раввин пришёл в Баяй, нагруженный книгами, и попросил Каспера взять то, что представляло ценность (не только старинные книги, но и часы и украшения). Однако, вернуть всё это назад не удалось: всё ценное было изъято Гестапо во время ареста семьи тен Боом.

 

Первым евреем, которому оказала помощь Корри, был их сосед по фамилии Вайль. В ноябре 1941 года солдаты ввалились в его магазин мехов. Корри успела спрятать господина Вайля у себя в доме.

Вскоре и другие евреи города стали искать помощь у семьи тен Боом. Но для того, чтобы их прокормить, нужны были лишние рационные карточки.

Как-то раз во время молитвы к Корри пришло озарение. Фред Коорнстра! Его дочь посещала клуб, организованный Корри, сам же он по работе имел доступ к рационным карточкам. Но может ли она доверять ему?

К удивлению Фред не только не отказался помочь, но даже подстроил так, словно на него был налёт. Когда время спустя он пришёл в Баяй, то имел  следы побоев на теле и даже подбитый глаз! Таким образом, Фред смог сам у себя «украсть» нужное количество рационных карточек.

Корри помогали многие: кто-то заботился о фальшивых документах для гонимых евреев, иные даже предлагали государственную машину, так как частные  автомобили были конфискованы. Она знала более чем 80 человек, помогавших евреям. Некоторые из них, подростки, были посыльными. Для передачи информации использовался код.

«У нас есть очень старые часы, они выглядят несколько странно. Не знаете ли Вы, кто имел бы интерес к подобной вещице?»

Если кто-то из шпионов и услышит подобный разговор, вряд ли он поймёт, что речь идёт о пожилом еврее с яркой, типичной  внешностью, который нуждается в помощи подпольщиков.

Баяй укрывал всех нуждающихся только на  короткое время, поэтому Корри подыскивала места, где евреи с фальшивыми документами могли бы спрятаться: какой-нибудь особняк или ферма были более надёжным укрытием, чем маленький дом с часовым магазинчиком в центре Хаарлема.

Вскоре встал вопрос и о том, чтобы в самом доме тен Боом сделать настоящее убежище на случай, если информация о деятельности Корри и её семьи дойдёт до немцев.

 



Умереть за евреев

 

Однажды в Баяй пришёл специалист- архитектор по фамилии Смит. Все подпольщики именовались Смитами.  Он тщательно осмотрел весь дом, который понравился ему тем, что он удачно подходил для убежища. Это был старый дом со множеством неожиданных уголков и мест. Самым приемлемым местом для создания убежища он нашёл комнату Корри на верхнем этаже.

В течение последующих дней в магазинчике стали появляться «покупатели», которые незаметно для посторонних приносили в Баяй строительные материалы и инструменты, спрятанные в обычных сумках. Это были подпольщики, участники Сопротивления.

В комнате у Корри находился встроенный шкаф, к которому решено было пристроить фальшивую стенку. Она была примерно 2 метра длиной и 75 сантиметров шириной. В некоторых местах этой трёхметровой высоты стены были сделаны отверстия для притока свежего воздуха. Вход был через дверцу шкафа. Так создалась «тайная комната», называемая также «раем для прячущихся».

 

 

Для того, чтобы полиция не нашла комнату, её сделали из толстого кирпича, так что при прослушивании и простукивании она не издавала «пустого» звука. Кроме того, её оклеили обоями, с которыми также поработали профессионалы: обои нарочно запачкали, потёрли и местами порвали. Когда Корри, наконец, пригласили посмотреть и оценить проделанную работу, она воскликнула, что ни за что бы ни поверила, что ещё время назад здесь не было никакой потайной комнаты.

 

Кошда люди говорили отцу Корри: «Перестань скрывать у себя в доме евреев, ты попадёшь в тюрьму», он отвечал: «Для тюрьмы я стар. Однако, если это случится, я знаю, что отдать жизнь за Божий народ, за евреев – огромная честь.»

За всё время оккупации в Баяй проживало 30 молодых людей, 20 девушек, 20 мужчин и 10 женщин. Постоянно в доме укрывались 6-8 человек. Чтобы уберечься от ареста, они должны были в течение минимального количества времени спрятаться в потайную комнату, причём, не только тихо это сделать, но и убрать за собой свои вещи, еду (если тревога застала бы их за обедом), потушить сигареты... Даже матрацы, на которых они спали, в случае тревоги должны были быть перевёрнуты «тёплой» стороной вниз!

После длительных тренировок даже пожилые люди управлялись с этим за 70 секунд! Это помогло им и спасло их, когда пришёл час настоящей беды.

В среду, 28 февраля 1944 года, Корри с утра почувствовала себя очень плохо: у неё была температура, она сильно кашляла и всё её тело ломило. Внезапно на пороге дома возник незнакомый голландец, который попросил у тен Боом денег для спасения его жены, якобы укрывавшей группу евреев. И, хотя не было ясно, стоит ли доверять этому пришельцу, Корри дала ему денег.

Вскоре она почувствовала себя ещё хуже, прилегла, но резкий звонок в дверь заставил её вздрогнуть. 

В то время в Баяй находились четверо евреев (Мари, Марта, Евси и Рони) и двое попольщиков (Ганс и Арнольд). Когда они услыхали сигнал тревоги, то привычно собрали вещи и спрятались в потайной комнате. Корри забросила туда же сумку с важными документами и захлопнула дверь. Из последних сил она дошла до кровати и упала. Тут же дверь отворилась, и в комнату  вошли люди из Гестапо. Они приказали Корри встать и показать её документы. Затем началось дознание. Немцы были прекрасно осведомлены о том, что в доме прятались евреи, но как они ни старались, убежище обнаружить им не удалось.

Тогда Гестапо приняло решение охранять дом до тех пор, пока все, находящиеся в нём, в потайной комнате, не умрут от голода. Медленная, ужасная смерть...

Но вышло всё иначе. «Свои» люди из Сопротивления  были и в полиции. На третьи сутки двое из них были посланы охранять Баяй и выпустили всех «узников». То, что тем в течение этих дней пришлось пережить, было описано одним из «узников» потайной комнаты. Мне не хочется приводить здесь подробности этих страшных и спасительных трёх дней. Это и многое другое можно прочесть в книге Кароллы Карлсон «Корри тен Боом. Весёлая служанка Божья».

Итак, тен Боом были арестованы: 84летний Каспер, его дети и внук. Лишь двое из них, Нолли и Корри, выжили после концентрационных лагерей. Вся семья в тот же день была доставлена в полицейский участок. На следующий день их увезли в тюрьму под Гаагой, называемую Шевенинген, и посадили в разные камеры. Десять дней спустя умер Каспер тен Боом.

В июле 1944 года Корри и Бетси были переведены в лагерь на юге Голландии, а в  сентябре – в Равенсбрюк.

Там Корри узнала, что всех заключённых в лагере женщин называли их девичьими фамилиями. Это была мелочь, но тем не менее психологический метод унизить достоинство людей.

Ещё в концлагере всё было направлено на то, чтобы вынудить заключённых к потере контроля над своими действиями. У человека не оставалось никаких жизненных перспектив, никакой цели в жизни. Чтобы в таком положении не сорваться и не сойти с ума, заключённые должны были находиться в постоянной занятости хоть чем- то. Корри разломала свой корсет и использовала его как нож и лопатку. Так, со временем она выскребла  дырку в соседнюю камеру и могла общаться с соседками. 

За несколько дней до Рождества (то есть в декабре 1944 года) умерла Бетси.

Вскоре Корри освободили. Она не знала, что спаслась чудом: через неделю пришёл приказ расстрелять всех женщин её возраста.

 

Праведница мира

«Самонадеянным, хорошо натренированным и уверенным в победе начинает боксёр свой очередной бой. Измазанным кровью, изуродованным покидает он ринг, голова его – в тумане от многочисленных ударов. Так выглядела Германия после поражения.» 5

Выйдя из заключения, Корри принялась со свойственной ей самоотдачей заботиться о жертвах войны. Так, в июне 1945 года в Блёмендаале ею был открыт реабилитационный центр жертв Холокоста. Идея создания его пришла Бетси в Равенсбрюке.

Тен Боом и их друзья спасли жизнь 800 евреям и многим голландским подпольщикам.  Подвиг Корри и её семьи можно вполне сравнить с тем, что сделал для мира  Оскар Шиндлер. Как и он, Корри была названа Праведницей мира. В 1968 году она приехала в Израиль, чтобы посадить дерево в Аллее Праведников недалеко от Иерусалима.

 

В христианских кругах Корри известна как миссионерка. После войны она  в течение многих лет путешествовала по миру, неся людям Благую Весть и делясь свидетельствами Божьей любви из своей жизни.

Корри скончалась в возрасте 91 года, в свой день рождения, 15 апреля 1983 года. По еврейской традиции считается, что в день своего рождения умирают только благословенные Богом люди.

 

 

 

 

 

В работе над статьёй мною были использованы следующие книги:

- Carole Carlson , „Gottes fröhliche Dienerin“

- Corrie ten Boom, „Kleines Haus mit offenen Türen”

- Corrie ten Boom, „Die Zuflucht”

- Jamie Buckingham und Corrie ten Boom „Mit Gott durch Dick und Dünn”.

Кроме того,  на разноязычных интернетовских сайтах (например, /www.corrietenboom.com/)  мне  удалось найти фотографии для оформления  этой статьи.

 

 



1 „Corrie ten Boom, Gottes fröhliche Dienerin“ (Carola Carlson) – книга  Каролы Карлсон  «Корри тен Боом,  весёлая служанка Божья», стр. 26.

2 « - Виллем,- сказал пастор,- ты знаешь, что Писание говорит нам, чтоб мы (христиане), молились за мир в Иерусалиме и благословляли еврейский народ.

    - Конечно. Я всегда любил древний Божий народ – он дал нам Библию и Мессию.»

Отрывок из книги „Kleines Haus mit offenen Türen“ – «Небольшой дом с открытыми дверями», стр. 11.

3 «Корри тен Боом,  весёлая служанка Божья», стр. 40-41. Всвязи с этим мне вспомнилось, как ответила тётка Анна на вопрос  маленькой Корри, откуда берутся дети: «Когда младенец очень мал и слаб для того, чтобы жить в этом холодном мире, он живёт в таком месте, где всегда тепло и где он может расти, чтобы  впоследствии переносить холод мира». «Небольшой дом...», стр. 40

4 «Небольшой дом...», стр. 29.

5 «Корри тен Боом, весёлая служанка Божья», стр. 226.


    

   


    
         
___Реклама___