Dialog
Евгений Беркович



Можно ли христианину мыться в бане с евреем?

Христианско-иудейский диалог вчера и сегодня

Содержание

"Порнография ужаса"
Евангелие и Освенцим
"Говорите правду!"
Литература



"Нет мира между народами
Без мира между религиями.
Нет мира между религиями
Без диалога между религиями.
Нет диалога между религиями
Без изучения основ религий"
Ганс Кюнг



"Порнография ужаса"



     Жарким днем 25 августа 1942 года 101-й немецкий полицейский батальон проводил очередную карательную операцию -- зачистку еврейского гетто в небольшом польском городке Медзижечь. Всех евреев города отправляли в лагеря уничтожения. В этот раз депортация отличалась особенной жестокостью. Солдаты сгоняли евреев на рыночную площадь. При малейшей заминке следовал выстрел. Город был переполнен трупами. Людей заставляли часами неподвижно сидеть под палящим солнцем. Они теряли сознание, но всех, кто пытался подняться, немедленно расстреливали. Среди убитых было много детей -- им особенно трудно долго сидеть без движения.
     Полюбоваться интересным зрелищем на площадь пришло немало народу: немецкие солдаты из жандармерии, поляки и украинцы из числа так называемых "хивис" -- добровольных помощников немцев. Были здесь и женщины -- медсестры «Красного креста», а также жены офицеров 101-го полицейского батальона.
     Даниил Гольдхаген, описавший это событие [1], отмечает любопытный факт: многие солдаты батальона были очень обеспокоены тем, что на площади целый день пробыла беременная жена капитана Волауфа. То, что там были и другие женщины, их совершенно не трогало. Убийцы не стыдились своих деяний в отношении евреев, но опасались за здоровье «братьев по расе» -- будущей матери и ее будущего ребенка.
     На самом деле в книге можно увидеть больше, чем написано на ее страницах. Многие читатели находят сцену на рыночной площади весьма символичной. Мадонна благословляет своим присутствием освобождение земли от нечисти. Христианские и древнегерманские поверья и предания оправдывали действия убийц, которые сами себя убийцами не считали. Напротив, как веками утверждалось на литургии Страстной Пятницы, богоубийцами, подлежащими уничтожению, являются именно евреи.
     Не случайно этот эпизод в городке Медзижечь вызывает особенно страстные возражения у критиков Гольдхагена. Обозреватель газеты "Франкфуртер Альгемайнен" в номере от 16 августа 1996 года назвал описание экзекуций "порнографией ужаса", упрекнув автора в том, что он необоснованно проводит параллель между убийцами из 101-го батальона и привлекательной женой капитана Волауфа [2]. При этом из виду упускается важная вещь: Гольдхаген видит сам и дает читателю увидеть зло глазами жертвы. Этот непривычный и не всегда приятный методический прием позволяет лучше понять природу гитлеровского антисемитизма и его глубокие связи с антииудаизмом христианской традиции.
     Солдатам карательного батальона приходилось казнить и польских крестьян, и русских военнопленных. Гольдхаген документально подтверждает: отношение карателей к евреям и «неевреям» было принципиально различным. Репрессии против не евреев проводил жестокий тоталитарный гитлеровский режим, во многом сходный со сталинским. При всей чудовищности этих преступлений в них не было ничего мистического. В евреях же нацисты видели метафизического врага, которого, вслед за своим фюрером, демонизировали. Даже тогда, когда за жертвами не было абсолютно никакой вины, преступники считали их коллективно виновными, представляющими все возрастающую опасность для общества. Уничтожение евреев становилось в глазах немцев оправданным и необходимым делом. При таком подходе нормальное человеческое сострадание полностью отсутствовало и у карателей, и у свидетелей, на чьих глазах совершались чудовищные злодейства.
     Гитлеровский нацизм -- сложное и противоречивое явление. Здесь не может быть простых объяснений. Не случайно среди историков до сих пор не утихают споры о причинах и корнях национал-социализма. Но роль, которую играл антисемитизм в гитлеровской внутренней и внешней политике, подчеркивают практически все исследователи. Гитлер сам говорил Герману Раушнингу, что считает антисемитизм "наиболее ценной частью своего пропагандистского арсенала" [3]. Немало написано и о связи этого явления с антиеврейскими установками христианского Святого Писания и Святого Предания.


Евангелие и Освенцим



     Антисемитизм древнее христианства. Его проявления можно наблюдать в таких странах, где нет или почти нет христиан. Поэтому было бы неверно считать христианство единственным источником ненависти к евреям, а Евангелие -- прямой причиной Освенцима. Как пишет Яков Кротов в своей полемической статье "В защиту антисемитов": "Если антисемитизм паразитировал на Евангелии, то это заслуга антисемитов, а не христиан" [4]. С этим утверждением можно было бы полностью согласиться, если бы среди антисемитов никогда не было христиан. К сожалению, это не так. Верно, что антисемит одновременно может быть и антихристианином, верно и то, что в Освенциме и ГУЛАГе часто сами христиане уничтожали не только евреев, но и своих братьев по вере. Евангелие не может быть единственным источником антисемитизма, но не видеть мощный антиеврейский заряд в Новом Завете и многовековой церковной практике -- значит сознательно грешить против истины (см., например, [5 --7]).
     Адольф Гитлер неоднократно заявлял, что действует в соответствии с волей всемогущего Творца: "Защищая себя от еврея, я отстаиваю слово Господне" [8]. При этом он подчеркивал: "Я не делаю против евреев ничего такого, чего бы не делала против них церковь за 1500 лет" [9].
     Этим словам можно верить. Практически все мероприятия нацистов по лишению евреев человеческих прав, проводимые с 1933 по 1945 годы, имели почти буквальные прототипы в истории христианских церквей.
     Нападки на евреев за убийство Христа содержатся уже в Новом Завете: "И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27:25). В "Деяниях святых апостолов" сказано: "Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. 2:36). В Первом Послании апостола Павла к фессалоникийцам об иудеях говорится, что они "убили и Господа Иисуса и его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся… Но приближается на них гнев до конца" (1Фесс. 2:15, 2:16). Таких цитат из Священного Писания можно привести много (см., например, заметку "Грех антисемитизма" в настоящей книге).
     Особенно резко обвинения евреев в богоубийстве звучали в проповедях и писаниях отцов церкви: Иоанна Златоуста, блаженного Августина, Мартина Лютера. В своем памфлете "О евреях и их лжи", написанном в 1543 году, Лютер призывал сжигать синагоги и еврейские дома, считал, что с евреев должна быть снята всяческая защита закона. Многие антиеврейские инициативы Гитлера реализуют заветы Лютера. Ему же принадлежит любимый лозунг нацистов: "Евреи -- наше несчастье". Кажется глубоко символичным тот факт, что всегерманский еврейский погром 1938 года, начавшийся «Хрустальной ночью» 9 ноября, продолжался и в течение 10 ноября -- дня рождения Мартина Лютера.
     В Священное Предание -- второй после Священного Писания первоисточник христианской веры -- входят не только творения святых отцов и учителей церкви, но и вероопределения и правила Вселенских и некоторых Поместных соборов (православная церковь признает семь Вселенских соборов, католическая -- двадцать). Именно решения соборов заложены в основу церковного законодательства, действующего и поныне. И многие антиеврейские положения этого законодательства нашли дословное повторение в законах и постановлениях нацистских властей.
     Вот, например, выдержка из решения Шестого Вселенского Собора: "Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен". Нацисты тоже запрещали практиковать еврейским врачам [10], а всем евреям -- пользоваться вагонами-ресторанами [11].
     Собор в Эльвире в 306 году наложил вето на браки и половые отношения между христианами и евреями -- и это же требование содержал Закон о защите немецкой крови и чести 1935 года [12].
     Решением Собора в Клермонте в 535 году евреям было отказано в государственных должностях. Аналогичный закон нацисты приняли в 1933 году [13].
     В 1938 году нацисты запретили евреям выходить на улицу в Страстную Пятницу и в некоторые другие дни [14]. Четырнадцатью веками раньше (в 538 году) этот запрет был утвержден Собором в Орлеане.
     Сжечь Талмуд и другие еврейские книги постановил Двенадцатый Собор, состоявшийся в Толедо в 681 году. Еврейские книги горели по всей нацистской Германии.
     Третий Латеранский Собор 1179 года определил, что евреи не могут подавать на христиан жалобы в суд, равно как и выступать против них свидетелями. Такое же решение было принято 9 сентября 1942 года партийной канцелярией национал-социалистов [15].
     Следующий, Четвертый Латеранский Собор 1215 года обязал всех евреев носить на одежде опознавательные знаки. По предписанию нацистских властей, которое было утверждено 1 сентября 1941 года [16], опознавательными знаками служили, как правило, желтые (в Варшаве -- почему-то голубые) шестиконечные звезды.
     Оксфордский Собор 1222 года наложил запрет на строительство новых синагог. Десятки синагог были разрушены и сожжены в «Хрустальную ночь» 1938 года. Восстанавливать их было запрещено [17].
     В соответствии с решением Собора 1267 года, состоявшегося в Вене, христиане не имели права принимать участие в еврейских праздниках. Подобное распоряжение выпустило гестапо 24 октября 1941 года [ 18].
     Собор в Бреслау в 1267 году предписал евреям селиться в специально отведенных для них кварталах. По приказу Гейдриха от 21 сентября 1939 года начали строиться еврейские гетто.
     Переход христианина в иудаизм или возврат в иудаизм крещеного еврея Собор в Майнце в 1310 году рассматривал как доказанную ересь и требовал от властей соответствующих действий. Верховный земельный суд в Кенигсберге 26 июля 1942 года вынес приговор, согласно которому христианин, принявший иудаизм, считался евреем со всеми вытекающими ограничениями прав [19].
     Базельский Собор 1434 года запретил присуждать евреям ученые степени. Нацистами аналогичный запрет был наложен почти сразу после прихода к власти -- 25 апреля 1933 года [20].
     Этот список можно было бы продолжать долго. Но и из сказанного становится ясно: нацистский антисемитизм возник не на пустом месте. Долгие века христианская церковь проводила четкую антииудаистскую и антиеврейскую политику. На этом фоне антисемитские выступления и погромы еврейских общин по всей Европе стали привычным явлением.


"Говорите правду!"




    Религиозные споры между христианами и евреями диалогом можно назвать лишь с большой натяжкой. Почти две тысячи лет участвовавшие в нем стороны не были равны: христианам принадлежала сила и власть, евреи были бесправны и гонимы.
    Только в конце девятнадцатого века в большинстве европейских стран евреи получили равные с другими людьми юридические права. И одновременно появилось «научное обоснование» ненависти к ним: расовая теория объясняла немыслимые предрассудки и оправдывала любые бесчеловечные формы обращения с евреями. Расистский антисемитизм, подкрепленный христианским антииудаизмом, стал идеологической программой немецких национал-социалистов. Для евреев Германии, а потом и всей Европы наступили самые страшные в многовековой истории времена. В конце 1941 года Гитлер отдал приказ об их полном уничтожении [21]. Была разработана основательная программа "окончательного решения еврейского вопроса".
    Во времена Холокоста христианские церкви не сделали для спасения евреев того, что, казалось, лежит в основе их веры, -- не дали помощи страждущим и гонимым, угнетенным и преследуемым. Ватикан несколько раз пытался продемонстрировать свое несогласие с нацистским режимом, подчеркивая, что расизм не имеет ничего общего с христианством. Этому посвящены, например, энциклика папы Пия ХI 1937 года [22], энциклика папы Пия XII 1939 года и его же Рождественское Послание 1942-го [23] (более подробно см. [24]). Однако после «Хрустальной ночи» со стороны немецких епископов не последовало ни одного официального протеста против еврейских погромов. Католическая и протестантские церкви молчали и позже, когда террор невозможно было не заметить. Это молчание продолжалось вплоть до падения гитлеровского режима.
    Известный философ и теолог Эмиль Факенхайм вспоминал, как во время лекции в Иерусалиме он употребил выражение "нацистско-христианский". Один из слушателей, христианин, стал бурно протестовать, утверждая, что такое словосочетание содержит в себе терминологическое противоречие. Факенхайм согласился, однако добавил, что в течение по крайней мере 12 лет теоретически невозможное было реальностью [25].
    История знает примеры героического и самоотверженного поведения священников и простых христиан, спасавших евреев от фашистского уничтожения. На аллее Праведников в Яд-Вашеме в их честь посажено не одно дерево. И об этом нужно писать и говорить: не стоит земля без таких праведников! Но в море фактов, свидетельствующих о равнодушии и бездействии церкви во времена массовых убийств евреев, таких примеров слишком мало. И это признается сейчас подавляющим числом западных богословов и деятелей церкви. В годы террора великий христианский богослов и мученик Дитрих Бонхёффер бросил в адрес церкви обвинение, что "она виновна в смерти самых слабых и беззащитных братьев Иисуса Христа" [26].
    Катастрофа европейского еврейства нанесла страшный удар по христианско-иудейским отношениям. Не могло не измениться и само христианство. Осознание того, что эти изменения необходимы, пришло далеко не сразу. Минуло почти двадцать лет после окончания Второй мировой войны, прежде чем Второй Ватиканский Собор (1962 -- 1965) существенно пересмотрел представления католической церкви о евреях. Декларация "Об отношении церкви к нехристианским религиям" ("Nostra aetate") содержит принципиально новый подход: "Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя общее с иудеями наследие и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против евреев" [27]. В последующие годы слова осуждения антисемитизма неоднократно звучали в выступлениях высших католических иерархов, включая самого папу Иоанна Павла II. Очень важными для иудейско-католических отношений оказались два события: установление 30 декабря 1993 года дипломатических отношений между Ватиканом и Израилем и визит папы в Израиль в 2000 году.
    После Второго Ватиканского Собора изменилась и церковная практика католицизма. Из повседневной церковной службы удалено большинство антииудейских и антиеврейских тем. Отменены описанные выше антисемитские решения Соборов. В протестантских церквах отказ от этих решений произошел проще. Объявив с самого начала Предание делом рук человеческих, протестанты легче преодолевают антиеврейские предрассудки. Они проводят многочисленные встречи и совместные конференции с еврейскими религиозными организациями, где принимаются очень обнадеживающие решения, пронизанные желанием понять друг друга.
    И все же христианско-иудейские отношения сегодня далеки от идеала и полного взаимопонимания. Осенью 2000 года появилась ватиканская энциклика "Dominus Jesus", в которой отвергается любая идея иного пути к Богу, чем через Иисуса Христа. Как пишет Юрий Табак, эта энциклика "в богословско-теоретическом плане возвращает иудейско-христианский диалог к стартовой линии послевоенных лет" [28]. Заявление Ватикана вызвало острую критику и со стороны еврейских общин, и со стороны протестантских церквей, которые в энциклике названы "не вполне церквами".
    На этом фоне особенно значимо выглядит декларация раввинов и ученых из Европы, Америки и Израиля об отношении к христианству и христианам, напечатанная 10 сентября 2000 года в ряде ведущих газет Америки [29]. Декларация называется "Дабру Эмет -- говорите правду!". Ее положения, без сомнения, вызовут оживленные споры и в еврейских, и в христианских кругах, однако как важный шаг для развития нормального двустороннего диалога ее трудно переоценить.
    И все же за красивыми словами деклараций, материалов конференций и симпозиумов не может потеряться горькая истина: антисемитские и антииудаистские предрассудки в христианской среде еще сильны и на Западе, и особенно на Востоке, прежде всего в Русской Православной церкви. Эта большая тема заслуживает отдельного разговора, ей посвящено много специальных исследований, из которых хочу выделить книгу Юрия Табака [30]. Важно отметить два обстоятельства. Во-первых, Православная церковь не несет такой же ответственности, как западные, за уничтожение миллионов евреев. Поэтому не нашлось и серьезных стимулов для пересмотра православной теологии, как это было в послевоенные годы в католичестве и протестантстве. Во-вторых, в Православии вера в святость Писания и Предания является непоколебимой. Изменение даже буквы или знака в них считается ересью. Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от церкви за совместный поход в баню с евреем. И в церковной практике до сих пор остаются в силе все антиеврейские призывы и проклятия, в том числе богослужебные тексты Страстной Пятницы, от которых уже давно отказались на Западе. Как пишет протоирей Сергей Гаккель: "Что же касается Русской Православной церкви, то ее по-прежнему отличает глубоко укорененный антииудаизм, который часто служит оправданием полной отгороженности церкви от еврейского мира, если не ее прямого антагонизма по отношению к последнему" (предисловие к русскому изданию книги [8]).
    Осмысление уроков Холокоста продолжается и сегодня. Ирвинг Гринберг писал: "После Холокоста нельзя выдвигать теологические или любые другие положения, которые не выдерживают проверки в присутствии горящих детей" [8, с. 103]. Жизнь подтверждает истинность слов Ганса Кюнга [31], вынесенных в эпиграф к этому очерку. Несмотря на все трудности, христианско-иудейский диалог продолжается. И это единственный источник надежды на мир между религиями, а значит, и на мир между народами.


Литература



  1. Goldhagen Daniil. Hitlers willige Vollstrecker. Berlin, 1998.
  2. Herz der Finsternis. – In: Frankfurter Algemeinen Zeitung. 16 August 1996.
  3. Раушнинг Герман. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., "Миф", 1993.
  4. Кротов Яков. В защиту антисемитов. – См. заметку на этом сайте
  5. Czermak Gerchard. Christen gegen Juden. Hamburg, 1997.
  6. Беркович Евгений. Христос в Освенциме. -- См. заметку на этом сайте
  7. Kreis Rudolf. Antisemitismus und Kirche. Hamburg, 1999.
  8. Христианско-иудейский диалог. Хрестоматия/ Составитель Х. Фрай. Перевод Ю. Табака. М., 1996.
  9. Heer Friedrich. Gottes erste Liebe. Berlin, 1981.
  10. Verordung zum Reichsbuergergesetz, 25 Jul. 1938 (RGBl. I, 969).
  11. Verkehrsminister an Innenminister, 30 Dez. 1939 (NG-3995).
  12. Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre, 15 Sept. 1935 (RGBl. I, 1146).
  13. Gesetz zur Wiederherstellung des Berufsbeamtentums, 7 Apr. 1933 (RGBl. I, 175).
  14. Polizeiverordnung zur Ermaechtigung der Localbehoerden, Juden an bestimmten Tagen von den Strassen zu verbannen, 28 Nov. 1938 (RGBl. I, 1676).
  15. Vorschlag der Parteikanzlei, Juden die Erhebung von Zivilklagen zu verbieten, 9 Sept. 1942 (Bormann an Justizministerium, NG-151).
  16. Verordnung, 1 Sept. 1941 (RGBl. I, 547).
  17. Heydrich an Goering, 11 Nov. 1938 (PS-3058).
  18. Verbot freundschaftlicher Beziehungen zu Juden, 24 Okt. 1941 (Gestapo-Anordnung, L-15).
  19. Judenfrage, Vertrauliche Beilage, 1 Nov. 1942.
  20. Gesetz gegen die Ueberfuellung deutscher Schulen und Hochschulen, 25 Apr. 1933 (RGBl. I, 225).
  21. Беркович Евгений. Заложники второй мировой. (Кто и когда приказал уничтожить европейских евреев?). -- См. заметку на этом сайте
  22. Pius XI. Enzyklika "Mit brennender Sorge" (14 Maerz 1937).
  23. Pius XII. Enzyklika "Summi Pontificatus" (28 Okt. 1939); Rundfunkbotschaft zu Weihnachten (24 Dez. 1942).
  24. Lapide Pinchas. Rom und die Juden. Ulm 1998.
  25. Fackencheim Emil. To Mend the World. Foundations of Post-Holocaust Thought. N.Y., 1982.
  26. Bonhoeffer Dietrich. Ethics. N.Y., 1965.
  27. II Vatikanisches Konzil: "Nostra aetate», § 4.
  28. Табак Юрий. Революция и реставрация в иудейско-христианском диалоге. – См.: "НГ-Религии", 2000, № 18 (27 сентября 2000 г.).
  29. "Дабру Эмет – говорите правду!". -- Там же, № 17 (13 сентября 2000 г.).
  30. Табак Юрий. Отношение русской Православной церкви к евреям: история и современность. – См.: Истина и жизнь. М., 1999.
  31. Hans Kueng. Global Responsibility: In Search of a New Ethic. SCM Press, 1988.





   


    
         
___Реклама___