Страничка Самуила
Posted: Sun Jul 19, 2009 6:57 am
Самуил
- Saturday, July 18, 2009 at 21:39:38 (EDT)
Есть своя прелесть в «пакетном» чтении Гостевой книги: одним заходом за пропущенные пару недель. Видны тенденции. Одна из них – совершенно феноменальная популярность работы г-на Альтшулера. Прочитав поток отзывов (среди них – подлинные перлы) я не мог не просмотреть саму статью. Получил массу удовольствия. А тут еще появившиеся в ходе дискуссии статья академика Зализняка* и замечательная коллекция лингвофриков**. Вот за все это я г-ну Альтшулеру премного благодарен. Говорю искренне, без всякой подначки. Да, я не стал адептом его теории, но это ли главное? Равнодушным его труд не оставил. Напротив, – почитал, задумался и в памяти всплыли воспоминания о днях давно минувших...
Вспомнился эпизод, случившийся лет эдак сорок назад. Совершенно незначительный и зацепившийся в памяти потому вероятно, что повел я тогда себя на редкость глупо... Итак, были живы еще бабушка с дедом, их многочисленные родственники, свойственники, знакомые, соседи. Хотя тогда – в конце 60-х – телевизор уже прочно утвердился в киевских квартирах, привычки их обитателей ходить в гости и принимать гостей он еще не успел загубить. А как раз только-только ввели пятидневку и в еврейских семьях тут же установился обычай ужина в пятницу вечером и обеда в субботу – эдакий завуалированный шабат (все не сговариваясь отодвинули стирки-уборки на воскресенье). Я был обязан сопровождать бабушку, которая с гордостью демонстрировала подругам внука-студента, и, как ни старался отлынивать, раза три в месяц приходилось скучать на этих посиделках (ох, как много бы я сейчас дал, чтобы еще разок там оказаться!)... Ну так вот, сижу-скучаю. А рядом какие-то старухи (это по моим тогдашним представлениям старухи – женщины за пятьдесят) увлеченно обсуждали снежного человека, лохнесское чудовище, бермудский треугольник, тунгусский метеорит, что там еще... а, была тогда в моде девушка, которая взглядом спички зажигала и стаканы двигала, запамятовал как ее... ну и подобная чепухня. Я слушал, слушал и закипал помаленьку. А потом разразился страстной обличительной речью, где раскрыл всю антинаучную сущность этих глупых суеверий, привел убедительнейшие аргументы невозможности и фальсифицированности этих придуманных чудес. Не оставив камня на камне от презренной псевдонауки я воспел истинные чудеса современной науки и техники, которые почему-то остаются без должного внимания публики. Ну... вот скажем, компьютеры (тогда они назывались ЭВМ), которые материализуют совершенно казалось бы абстрактные математические понятия и позволяют решать задачи доселе считавшиеся неразрешимыми, фантастические по сложности и... И тут я взглянул на сидящих за столом. Бабушка с дедом сияли! Это был их триумф, итог их многотрудной жизни: сын – инженер, дочь – с университетским дипломом, а теперь вот внук – студент и работает с эвээмами (тут надо быть киевлянином, знать, что такое подольская родня, чтобы оценить степень этого триумфа). Что до старух, то они смотрели на меня... с умилением. С теми же умильными улыбками, что лет за десять до того смотрели на меня же – в белой рубашечке и коротеньких штанишках на помочах, поставленного для важности на табуретку и срывающимся от волнения голосом декламирующего какие-то стишки. И тогда, и сейчас меня слушали, но не слышали! Я обиделся и умолк. Гостьи наговорили комплиментов бабушке, хвалили меня, но от изучения компьютеров решительно отказались: «мы уж как-нибудь и дальше будем увлекаться интересным и чудесным»... Прошло время и я понял каким же был при всех своих тогдашних познаниях дураком. Это только представить себе тетку, отбывшую восемь часов каждодневной рутинной работы, потом как лошадь отпахавшую вторую смену на кухне и в оставшиеся час-полчаса отдыха вместо телевизора штудирующую язык программирования ФОРТРАН... Как говаривал один мой приятель: полная кафка!..
Итак, что извлеку из этой истории: люди в массе своей нуждаются в развлечении как отдыхе, т.е. в облегченной, легко усваиваемой закуске для души и ума. Поэтому всегда было и будет популярно поп-: поп-музыка, поп-литература, поп-наука. Облегченное, упрощенное, для легкости усвоения протертое с сахаром (с перчиком, с клубничкой) поп-чтиво, газированный музончик, без труда проглатываемая эрзац-пицца из обрывков научных фраз, обильно залитых соусом сенсаций. Дешевые изделия массового спроса... Пишу это без тени осуждения: обычные люди действительно хотят отдыхать, развлекаться, увлекаться интересным. Ничего постыдного здесь нет. Уж кому-кому, но никак не мне осуждать; сам перед сном читаю чай не Вергилия с Дантом, а все больше детективы да фантастику.
Второе воспоминание – из конца 70-х. Я участвовал в разработке и наладке большой издательской системы. Естественно, за несколько лет завязались знакомства с тамошним народом, немало было потреблено казенного спирта, полагавшегося для многострадальной автоматики и телемеханики... И вот что было любимой темой для баек в их кругу, так это рассказы о непризнанных гениях, осаждавших редакции со своими великими открытиями. «Вы представить себе не можете, сколько приходит бандеролей с трактатами, а то и целыми фолиантами! Причем, явные клиенты Павловки (киевский аналог Канатчиковой дачи) – это еще легкий случай. Что вечный двигатель невозможен, уже даже в обкомах и в ЦК знают. Ну да! Они же жалобы строчат... Но самое страшный вариант, это когда какого-нибудь заслуженного человека, директора завода или там начальника строительства или генерала уйдут на пенсию, а он – энергии много, делать нечего – от безделья и двинется. Прочтет ненароком пародию Котляревского и всерьез начнет выискивать славянский приоритет в седой древности. Дескать, козаки основали Трою, а имя городу такое дали, потому что трое их было, ватажков козацких, на троих они там соображали и место понравилось... Ну, с Римом и того проще: задом-наперед прочитать, что получится? То-то же! Мiр, сиречь община по-старославянски. Там козаки-украинцы и других славян встретили, раньше еще прибывших. “Это кто там за речкой живет?” “За речкой? Это русские будут. Этруски!”... И вот к такой хрени письмо из высоких инстанций прилагается, что товарищ Пупкин де заслуженный работник, орденоносец, лауреат и т.д. Попробуй-ка откажи»... Интернета и персональных компьютеров о ту пору еще не было и товарищи с шилом в одном месте осаждали редакции газет и журналов. Большинство безуспешно. Не столько из-за цензурным рогаток (хотя с этим, конечно, строго было) и не из-за природной злобности тоталитарного режима, но попросту потому, что дорого они стоили, тогдашние медии, чтоб всякую чушь публиковать без разбору. Кое что, самое колоритное (и что полезно было по идеологической части), то пробивалось. Это когда настал интернет (а цензура аккурат в то же время преставилась) , вот тогда разверзлись хляби, точнее – разверзлись флуди, так сказать, творческие...
Мораль этой истории проста: есть не только спрос на поп-продукцию, навалом и поп-творцов – народных историков, самотушных философов, фолк-лингвистов. Жажда творчества сурьезная штука – почище, чем гвоздь в сапоге. Большинство подвижнических трудов пропадает втуне, радуя лишь самих подвижников, но бывают чудесные исключению. Об одном из них – следующий сюжет.
Был в те времена (конец 60-х и 70-е) на киевском телевидении такой совершенно замечательный краевед – делал интереснейшие передачи о киевских улицах, о происхождении их названий, о каких-то совсем вроде неприметных зданиях и переулках, хранивших богатую историю города. При этом, он вроде и не был журналистом, работал где-то инженером, а это у него хобби такое. Видно было, что человек искренне, беззаветно влюблен в киевскую старину. Со страстью, на какую только сыны авраамовы способны. Звали его... убейте, не помню. Но что-то такое каноническое, типа Израиль Моисеича. И выглядел точь в точь как в ту пору изображали в журнале «Крокодил» кровавых сионистских агрессоров. Еще и картавил в придачу. Конечно, на официозный канал УТ его не пускали, но по городскому каналу программы с его участием шли. (Как же его звали? Может кто из киевлян помнит?) Вопрос: почему шли. На откровенно антисемитском украинском телевидении. Моя версия такова: в совчине все национальное-нерусское допускалось только в формах, так сказать, шароварно-танцевальных – песни и пляски; ряженые в народных якобы костюмах; дураковатые пейзане, которым старшие русские братья принесли свет культуры. Мысль, что украинцы имели свою (отдельную от русских) историю и культуру, была опасной ересью и тянула на статью «украинский буржуазный национализм». А вот натуральный до карикатурности еврей-евреич имел на сей предмет железное алиби, а рассказывал он при этом об украинской старине, о Магдебургском праве, о временах Литвы и Гетьманщины, сиречь, о временах незалежности... Начальство-то, оно ведь из украинцев состояло... Ну, так или иначе, краевед выступал по телевизору и очень увлекался топонимикой. А еще был у него свой пунктик, приятно совпадавший с интересом городских властей – древность города Киева. Как вы помните, в Союзе шло эдакое соревнование: какой город древнее. Москве там ловить было нечего, а в лидерах ходил, помниться, Ереван. Киевское начальство с тем, что армяшки их обошли, со скрежетом зубовным смириться не могло... И вот я подхожу к той наделавшей шороху передаче. Самолично ее смотрел. На сей раз Абрам Соломоныч рассказывал про историю левобережного района Дарница и происхождении этого названия. Оказывается, в 512-м году до нашей эры царь персидский Дарий Первый отправился в свой скифский поход. По левому берегу Борисфена-Днепра он добрался до того места, где сейчас расположена Дарница. И тут взору его открылся на кручах правого берега реки огромный город, сияющий золотыми куполами своих... гм... планетариев. Почему планетариев? Ну, сказать купола храмов как-то не комильфо, что это еще за храмы, церковщину разводить тут, панимашь. Пусть будут планетарии. Любили, значит, древние укры изучать днем звездное небо. Короче, – увидав великолепие златокупольных планетариев на днепровских склонах, Дарий штурмовать город убоялся и сложив напротив богатейшие дары, отправился восвояси, испросив дать ему учителей – инженеров и архитекторов для поднятие своей, значит, древнеперсидской культуры. Которая, как известно, потом обогатила культуру древнегреческую и дальше пошло-поехало... Вот так закрепилось за местом имя Дарница. И озеро Тельбин, вокруг которого персы разбили свой стан, тоже сохранило древнеперсидское название (этимологию коего я запамятовал). Отсюда следовало, что в шестом веке до нашей эры Киев уже был крупным городом. Ереван, ау!..
Чушь, скажете. Конечно же, чушь. Перебор, простительное, в общем-то, увлечение достойнейшего человека. С кем не бывает... Однако, с той памятной передачи начались то здесь, то там (то по телевизору, то в газетах) исподволь, ненавязчиво так появляться заметки, статейки об этой самой киевской древности. Народ потихоньку привыкал, воспринимал как должное, ненужный налет сенсации линял помалу и в итоге... И в итоге, уже в 80-е годы с помпой и размахом, под эгидой аж ЮНЕСКО, отпраздновали 1500-летие Киева. Конечно, тыщенку лет пришлось отминусовать – бросить кость занудам-историкам, ну да не беда, главное – из союзной казны деньжищ под это дело отвалили, кучу всего в городе построили-благоустроили (а Еревану – шиш без масла!). Вот, а вы говорите, чушь...
P.S. А любопытно было бы мне прочитать об истинной, сиречь ивритской этимологии названий Дарница и Тэльбин. Понятно же, что царь Дарий подошел не к городу каких-то мифических древних укров, но к сияющей золотыми куполами своих синагог столице империи древних евров, простиравшейся на запад до реки и острова Эльба, а на восток – до озера Эльбан, что в тишиной объятом краю амореев у высоких берегов Амура (там, где тучи ходят хмуро). Каково, а?
P.P.S. Однако, мой отзыв уж совсем перестал быть похожим на отзыв – трактат какой-то. Подаю хороший пример: давайте в отзыве к публикации писать только отзыв к данной публикации, а не перепалку и треп, имеющий к оной весьма малое касательство.
*) lingvofreaks.narod.ru/zaliznyak.htm
**) lingvofreaks.narod.ru
- Saturday, July 18, 2009 at 21:39:38 (EDT)
Есть своя прелесть в «пакетном» чтении Гостевой книги: одним заходом за пропущенные пару недель. Видны тенденции. Одна из них – совершенно феноменальная популярность работы г-на Альтшулера. Прочитав поток отзывов (среди них – подлинные перлы) я не мог не просмотреть саму статью. Получил массу удовольствия. А тут еще появившиеся в ходе дискуссии статья академика Зализняка* и замечательная коллекция лингвофриков**. Вот за все это я г-ну Альтшулеру премного благодарен. Говорю искренне, без всякой подначки. Да, я не стал адептом его теории, но это ли главное? Равнодушным его труд не оставил. Напротив, – почитал, задумался и в памяти всплыли воспоминания о днях давно минувших...
Вспомнился эпизод, случившийся лет эдак сорок назад. Совершенно незначительный и зацепившийся в памяти потому вероятно, что повел я тогда себя на редкость глупо... Итак, были живы еще бабушка с дедом, их многочисленные родственники, свойственники, знакомые, соседи. Хотя тогда – в конце 60-х – телевизор уже прочно утвердился в киевских квартирах, привычки их обитателей ходить в гости и принимать гостей он еще не успел загубить. А как раз только-только ввели пятидневку и в еврейских семьях тут же установился обычай ужина в пятницу вечером и обеда в субботу – эдакий завуалированный шабат (все не сговариваясь отодвинули стирки-уборки на воскресенье). Я был обязан сопровождать бабушку, которая с гордостью демонстрировала подругам внука-студента, и, как ни старался отлынивать, раза три в месяц приходилось скучать на этих посиделках (ох, как много бы я сейчас дал, чтобы еще разок там оказаться!)... Ну так вот, сижу-скучаю. А рядом какие-то старухи (это по моим тогдашним представлениям старухи – женщины за пятьдесят) увлеченно обсуждали снежного человека, лохнесское чудовище, бермудский треугольник, тунгусский метеорит, что там еще... а, была тогда в моде девушка, которая взглядом спички зажигала и стаканы двигала, запамятовал как ее... ну и подобная чепухня. Я слушал, слушал и закипал помаленьку. А потом разразился страстной обличительной речью, где раскрыл всю антинаучную сущность этих глупых суеверий, привел убедительнейшие аргументы невозможности и фальсифицированности этих придуманных чудес. Не оставив камня на камне от презренной псевдонауки я воспел истинные чудеса современной науки и техники, которые почему-то остаются без должного внимания публики. Ну... вот скажем, компьютеры (тогда они назывались ЭВМ), которые материализуют совершенно казалось бы абстрактные математические понятия и позволяют решать задачи доселе считавшиеся неразрешимыми, фантастические по сложности и... И тут я взглянул на сидящих за столом. Бабушка с дедом сияли! Это был их триумф, итог их многотрудной жизни: сын – инженер, дочь – с университетским дипломом, а теперь вот внук – студент и работает с эвээмами (тут надо быть киевлянином, знать, что такое подольская родня, чтобы оценить степень этого триумфа). Что до старух, то они смотрели на меня... с умилением. С теми же умильными улыбками, что лет за десять до того смотрели на меня же – в белой рубашечке и коротеньких штанишках на помочах, поставленного для важности на табуретку и срывающимся от волнения голосом декламирующего какие-то стишки. И тогда, и сейчас меня слушали, но не слышали! Я обиделся и умолк. Гостьи наговорили комплиментов бабушке, хвалили меня, но от изучения компьютеров решительно отказались: «мы уж как-нибудь и дальше будем увлекаться интересным и чудесным»... Прошло время и я понял каким же был при всех своих тогдашних познаниях дураком. Это только представить себе тетку, отбывшую восемь часов каждодневной рутинной работы, потом как лошадь отпахавшую вторую смену на кухне и в оставшиеся час-полчаса отдыха вместо телевизора штудирующую язык программирования ФОРТРАН... Как говаривал один мой приятель: полная кафка!..
Итак, что извлеку из этой истории: люди в массе своей нуждаются в развлечении как отдыхе, т.е. в облегченной, легко усваиваемой закуске для души и ума. Поэтому всегда было и будет популярно поп-: поп-музыка, поп-литература, поп-наука. Облегченное, упрощенное, для легкости усвоения протертое с сахаром (с перчиком, с клубничкой) поп-чтиво, газированный музончик, без труда проглатываемая эрзац-пицца из обрывков научных фраз, обильно залитых соусом сенсаций. Дешевые изделия массового спроса... Пишу это без тени осуждения: обычные люди действительно хотят отдыхать, развлекаться, увлекаться интересным. Ничего постыдного здесь нет. Уж кому-кому, но никак не мне осуждать; сам перед сном читаю чай не Вергилия с Дантом, а все больше детективы да фантастику.
Второе воспоминание – из конца 70-х. Я участвовал в разработке и наладке большой издательской системы. Естественно, за несколько лет завязались знакомства с тамошним народом, немало было потреблено казенного спирта, полагавшегося для многострадальной автоматики и телемеханики... И вот что было любимой темой для баек в их кругу, так это рассказы о непризнанных гениях, осаждавших редакции со своими великими открытиями. «Вы представить себе не можете, сколько приходит бандеролей с трактатами, а то и целыми фолиантами! Причем, явные клиенты Павловки (киевский аналог Канатчиковой дачи) – это еще легкий случай. Что вечный двигатель невозможен, уже даже в обкомах и в ЦК знают. Ну да! Они же жалобы строчат... Но самое страшный вариант, это когда какого-нибудь заслуженного человека, директора завода или там начальника строительства или генерала уйдут на пенсию, а он – энергии много, делать нечего – от безделья и двинется. Прочтет ненароком пародию Котляревского и всерьез начнет выискивать славянский приоритет в седой древности. Дескать, козаки основали Трою, а имя городу такое дали, потому что трое их было, ватажков козацких, на троих они там соображали и место понравилось... Ну, с Римом и того проще: задом-наперед прочитать, что получится? То-то же! Мiр, сиречь община по-старославянски. Там козаки-украинцы и других славян встретили, раньше еще прибывших. “Это кто там за речкой живет?” “За речкой? Это русские будут. Этруски!”... И вот к такой хрени письмо из высоких инстанций прилагается, что товарищ Пупкин де заслуженный работник, орденоносец, лауреат и т.д. Попробуй-ка откажи»... Интернета и персональных компьютеров о ту пору еще не было и товарищи с шилом в одном месте осаждали редакции газет и журналов. Большинство безуспешно. Не столько из-за цензурным рогаток (хотя с этим, конечно, строго было) и не из-за природной злобности тоталитарного режима, но попросту потому, что дорого они стоили, тогдашние медии, чтоб всякую чушь публиковать без разбору. Кое что, самое колоритное (и что полезно было по идеологической части), то пробивалось. Это когда настал интернет (а цензура аккурат в то же время преставилась) , вот тогда разверзлись хляби, точнее – разверзлись флуди, так сказать, творческие...
Мораль этой истории проста: есть не только спрос на поп-продукцию, навалом и поп-творцов – народных историков, самотушных философов, фолк-лингвистов. Жажда творчества сурьезная штука – почище, чем гвоздь в сапоге. Большинство подвижнических трудов пропадает втуне, радуя лишь самих подвижников, но бывают чудесные исключению. Об одном из них – следующий сюжет.
Был в те времена (конец 60-х и 70-е) на киевском телевидении такой совершенно замечательный краевед – делал интереснейшие передачи о киевских улицах, о происхождении их названий, о каких-то совсем вроде неприметных зданиях и переулках, хранивших богатую историю города. При этом, он вроде и не был журналистом, работал где-то инженером, а это у него хобби такое. Видно было, что человек искренне, беззаветно влюблен в киевскую старину. Со страстью, на какую только сыны авраамовы способны. Звали его... убейте, не помню. Но что-то такое каноническое, типа Израиль Моисеича. И выглядел точь в точь как в ту пору изображали в журнале «Крокодил» кровавых сионистских агрессоров. Еще и картавил в придачу. Конечно, на официозный канал УТ его не пускали, но по городскому каналу программы с его участием шли. (Как же его звали? Может кто из киевлян помнит?) Вопрос: почему шли. На откровенно антисемитском украинском телевидении. Моя версия такова: в совчине все национальное-нерусское допускалось только в формах, так сказать, шароварно-танцевальных – песни и пляски; ряженые в народных якобы костюмах; дураковатые пейзане, которым старшие русские братья принесли свет культуры. Мысль, что украинцы имели свою (отдельную от русских) историю и культуру, была опасной ересью и тянула на статью «украинский буржуазный национализм». А вот натуральный до карикатурности еврей-евреич имел на сей предмет железное алиби, а рассказывал он при этом об украинской старине, о Магдебургском праве, о временах Литвы и Гетьманщины, сиречь, о временах незалежности... Начальство-то, оно ведь из украинцев состояло... Ну, так или иначе, краевед выступал по телевизору и очень увлекался топонимикой. А еще был у него свой пунктик, приятно совпадавший с интересом городских властей – древность города Киева. Как вы помните, в Союзе шло эдакое соревнование: какой город древнее. Москве там ловить было нечего, а в лидерах ходил, помниться, Ереван. Киевское начальство с тем, что армяшки их обошли, со скрежетом зубовным смириться не могло... И вот я подхожу к той наделавшей шороху передаче. Самолично ее смотрел. На сей раз Абрам Соломоныч рассказывал про историю левобережного района Дарница и происхождении этого названия. Оказывается, в 512-м году до нашей эры царь персидский Дарий Первый отправился в свой скифский поход. По левому берегу Борисфена-Днепра он добрался до того места, где сейчас расположена Дарница. И тут взору его открылся на кручах правого берега реки огромный город, сияющий золотыми куполами своих... гм... планетариев. Почему планетариев? Ну, сказать купола храмов как-то не комильфо, что это еще за храмы, церковщину разводить тут, панимашь. Пусть будут планетарии. Любили, значит, древние укры изучать днем звездное небо. Короче, – увидав великолепие златокупольных планетариев на днепровских склонах, Дарий штурмовать город убоялся и сложив напротив богатейшие дары, отправился восвояси, испросив дать ему учителей – инженеров и архитекторов для поднятие своей, значит, древнеперсидской культуры. Которая, как известно, потом обогатила культуру древнегреческую и дальше пошло-поехало... Вот так закрепилось за местом имя Дарница. И озеро Тельбин, вокруг которого персы разбили свой стан, тоже сохранило древнеперсидское название (этимологию коего я запамятовал). Отсюда следовало, что в шестом веке до нашей эры Киев уже был крупным городом. Ереван, ау!..
Чушь, скажете. Конечно же, чушь. Перебор, простительное, в общем-то, увлечение достойнейшего человека. С кем не бывает... Однако, с той памятной передачи начались то здесь, то там (то по телевизору, то в газетах) исподволь, ненавязчиво так появляться заметки, статейки об этой самой киевской древности. Народ потихоньку привыкал, воспринимал как должное, ненужный налет сенсации линял помалу и в итоге... И в итоге, уже в 80-е годы с помпой и размахом, под эгидой аж ЮНЕСКО, отпраздновали 1500-летие Киева. Конечно, тыщенку лет пришлось отминусовать – бросить кость занудам-историкам, ну да не беда, главное – из союзной казны деньжищ под это дело отвалили, кучу всего в городе построили-благоустроили (а Еревану – шиш без масла!). Вот, а вы говорите, чушь...
P.S. А любопытно было бы мне прочитать об истинной, сиречь ивритской этимологии названий Дарница и Тэльбин. Понятно же, что царь Дарий подошел не к городу каких-то мифических древних укров, но к сияющей золотыми куполами своих синагог столице империи древних евров, простиравшейся на запад до реки и острова Эльба, а на восток – до озера Эльбан, что в тишиной объятом краю амореев у высоких берегов Амура (там, где тучи ходят хмуро). Каково, а?
P.P.S. Однако, мой отзыв уж совсем перестал быть похожим на отзыв – трактат какой-то. Подаю хороший пример: давайте в отзыве к публикации писать только отзыв к данной публикации, а не перепалку и треп, имеющий к оной весьма малое касательство.
*) lingvofreaks.narod.ru/zaliznyak.htm
**) lingvofreaks.narod.ru